В

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ВАЛИХА, валиa (valiha), - мадагаскарская трубчатая цитра. Имеет бамбуковый цилиндрич. корпус-резонатор, 16-37 струн (отщеплённые от ствола бамбука полоски коры; ныне металлические), натянутых вдоль корпуса; каждая струна подстраивается с помощью подвижных подставок. Существуют В. деревянные, с дополнит. резонатором в виде ящика. Строй диатонический, диапазон ок. 3 октав. Играют обеими руками, держа В. на коленях. Известна с древности. Под аккомпанемент В. исполняются (мужчинами) традиц. песни. В. входят в состав инстр. ансамблей. Родств. инструменты встречаются у народов Малайского архипелага.

ВАЛТОРНА (от нем. Waldhorn, букв. - лесной рог) - медный духовой мундштучный (см. Мундштук) инструмент. Представляет собой улиткообразную металлич. трубку (дл. св. 3 м) с сильно расширяющимся раструбом. В. появилась в кон. 17 в. в результате усовершен-ствования рога охотничьего. Первоначально были распространены натуральные В. разных строев. Общий строй мог изменяться с помощью дополнит. колен - крон, диапазон мог расширяться посредством техники амбушюра, введением кисти руки в раструб. С натураль-ной В. связана музыка позднего барокко и особенно классицизма и раннего романтизма (концерты для В. с орк. И. Гайдна, В. А. Моцарта, К. М. Вебера и др.). В кон. 18 - нач. 19 вв. появились клапанные и вентильные В., на к-рых извлекается полный хроматич. звукоряд. Совр. В. имеет 4-5 вентилей. Строй in F или (у т. н. двойной В.) in В, реже in Es. В. ис-пользуется соло, в ансамблях, в симф. орк. (как правило, 4 В., иногда 8).

ВАРГАН (от лат. organum, от греч. - орудие, муз. инструмент; возможно, от старослав. варга - рот) - древний самозвучащий язычковый инструмент. Разновидности В. бытуют у мн. народов мира под разн. назв. У пластинчатого В. (из дерева, кости, бамбука, тростника) - плоский тонкий язычок из тростника; у дугообразного (из металла) - язычком служит тонкая стальная пластинка с крючком на конце, укрепляющаяся в середине дуги и вибрирующая от защипывания пальцем, при помощи дерганья за прикреплённую нитку. При игре В. прижимают к зубам или зажимают ими; рот служит резонатором. При непрерывном колебании язычка возникает бурдон; с изменением артикуляции рта получают необходимые для исп. мелодии тоны. Диапазон - кварта или квинта. На В. исполняются нац. традиц. наигрыши, несложные танц. мелодии. В нач. 19 в. нем. мастер И. Г. Шайблер создал конц. проф. инструмент - ауру (от греч. дуновение), состоящий из неск. В., закрепленных на металлич. диске, и имеющий хроматич. звукоряд.

ВЁРДЖИНЕЛ (англ. virginal) - род небольшого клавесина. Обычно был прямоугольным. Струны располагались под прямым углом, к клавишам, имел 1 мануал. Существовали и двойные В. (комбинации 2 однотипных В. или обычного с меньшим, настроенным октава выше). Диапазон С - с3. Был распространён в 16-17 вв. в Нидерландах и Англии, в к-рой прославились композиторы-вёрджинелист У. Бёрд, Дж. Булл и др., создавшие исполнит. школу. В. был особенно популярен среди женщин-любительниц музыки (возможно, отсюда назв.: лат. virgo, род. падеж virginis - женщина, девушка). По др. версии, назв. происходит от лат. virgula - палочка. Иногда термином "В." обозначали один на манулов клавесине (т. н. окомпонирующий).

ВИБРАФОН (нем. Vibraphon, от лат. vibro - колеблю(сь) и от греч. звук) -ударный инструмент с определ. высотой звучания. Род металлофона. Состоит из металлич. пластинок разл. длины и разл. высоты звучания, расположенных в 2 ряда, как клавиши фп., по к-рым ударяют палочками с разл. наконечниками, под пластинками - метал. трубки-резонаторы. В верхнем конце каждой трубки имеются лопасти, приводимые в движение электродвигателем или пружинным механизмом. Впащаясь, они закрывают и открывают отверстия резанаторов, усиливая или ослабляя звучание, т. о. создовая эфект вибрации звука. В. снабжён демпфером. Звукоряд хроматический. Диапозон f - f3 (c-g3). Используется прием. в джазовых и орк. ансамблях.

ВИНА, бин (санскрит), - инд. 7-струн. щипковый инструмент. Состоит из округлого корпуса, к-рым служит сушёная тыква (диаметр ок. 450 мм), деревянной длинной массивной шейки (в её верх. части, с тыльной стороны, крепится меньшая тыква-резонатор); на шейке - 4 кол-ка. Гриф бамбуковый (дл. 500 мм, шир. 60 мм), с 19-24 подвижными ладами, над к-рыми расположены 4 мелодич. струны, сбоку - 3 резонаторные. Осн. строй с2, g1, с1 (боковые струны) -с1, g, с, G (мелодические). Играют плектрами-крючками. С древности существуют св. 20 разновидностей В. Применяется для сопр. пения, танцев.

ВИОЛОНЧЕЛЬ (итал. violoncello) - смычковый инструмент скр. семейства басо-тенорового регистра. Конструкция В. аналогична скрипке, но В. больше по размерам. Д. корпуса 750 - 768 мм. Настройка квинтовая: С, G, d, а. Диапазон С-а2 и выше (в виртуозных произв.). Играют сидя, ставя В. перед собой и упирая в пол шпилем (введен в кон. 19 в.). Приёмы игры те же, что на скрипке, но техника ограниченнее. Нотируется в басовом, теноровом и скр. ключах. В. появилась в кон. 15 - нач. 16 вв. Назв. впервые применено в сб-ке сонат Дж. Ч. Аррести для 2 и 3 голосов с добавлением партии В. (изд. в 1665 в Венеции). Классич. образцы В. созданы в П-18 вв. итал. мастерами А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари и др., а так-же русскими и советскими мастерами, в т. ч. И. А. Батовым, Е. А. Витачеком, Т Ф. Подгорным, Г. Н. Морозовым, И. М. Фроловым, Л. А. Горшковым. Сольные произв. для В. напи-сал в кон. 17 в. Дж. Габриели (ричеркары, а также сонаты с басом). В 18 в. В. использовалась в трио-сонатах Дж. Торелли и А. Корелли. В 18 в. вытеснила из конц. репертуара виолу да гамба (см. Виолы). В. стала широко применяться в сольной, ансамб-левой игре (фп., струн. квартет, трио и др.) и оркестре. Концерты с орк., сонаты для В. с фп., сюиты соло и др. соч. создали для В. мн. выдающиеся композиторы.

ВИОЛЫ (итал., ед. ч. viola) - семейство струнных смычковых инструментов. Различаются по размерам (31 - 120 см), тесситуре, строю, пропорциям, количеству струн (5-7), наличию или отсутствию резонирующих струн и навязных ладов, по форме дек, колковой коробки и резонаторных отверстий (в виде скобок, змеек, нек-рые - с дополнит, розеткой), высоте обечаек, размерам шейки и грифа, а также по способу держания во время игры. Общее для всех видов В.: форма, напоминающая маленький контрабас, - тупые углы, покатые плечи, плоская задняя дека со скосом вверху, широкий гриф с ладами. Настройка - по квартам с терцией посредине. Осн. разновидности В.: сопрановая (дискантовая; violetta piccolo), дл. 32- 45 см, строй d, g, с1, e1, a1, d2; высокая сопрановая (pardessus de viola), дл. 31-34 см, на кварту выше сопрановой; малая альтовая (haute centre de viole), дл. 40-48 см, на тон ниже сопрановой; альтовая (виолетта; violetta, taile de viole), дл. 50-63 см, на кварту или квинту ниже сопрановой; малая басовая, или теноровая, известная под назв. виола да гамба (viole da gamba, basse de viole; осн. вид В.), дл. 65-72 см, строй D, G, с, e, а, d1; большая басовая (басовая виола да гамба; basso da gamba, violone и др. назв.), в результате её эволюции воз-никла т.н. виола-бастарда (была распростране-на в 16-18 вв., особенно в Англии): контрабасовая (archiviola, contrabasse de viole, gross bass). В. всех видов (кроме т.н. виоль д'амур или виола д'аморe) при игре держали вертикально, опирая на левое калено или между кален. Появились в кон. 15 - нач. 16 вв., применялись соло и в ансамбле, звуча-ли мягко, нежно, "матово". Для В. писали А. феррабоско (2-я пол. 16 в.), О. Арности (кон. 17 - нач. 18 вв.) и др. В. изготовляли Амати, Страдивари, Руджери и др. С кон. 18 в. В. вышли из употребления; воз-родились на рубеже 19-20 вв. в связи с ростом интереса к старинной музыке. Ныне игру на В. преподают во многих консерваториях.

ВИУЭЛА (испан. vihuela) -общее название старинных испан. струн. (преим. щипковых) инструментов семейства виол. Разновидности В.: В. д'арко (смычковлн. см. Фидель,), В. де пендоло (или пенола. В. де мано (или В. комун - ручная, щипковая). Предшественница гитары. Имела преим. 6-7 двойных (настроенных в унисон) струн и одинарную, на к-рой исполняли мелодию. Среди разл. настроек преобладала настройка по квартам, с большой терцией между 3-й и 4-й струнами. В. использовалась как сольный и сопровождающий пение инстр. Была широко распространена в Испании в 15- 16 вв.

ВОЛНЫ МАРТЕНО (франц. ondes Marlenot) - электрич. клавиш. муз. инструмент. Сконструирован во Франции в 1920-х гг. муз. педагогом и изобретателем М. Мартено, к-рый с 1928 выступал в концерт исполняя на В. М. партии в произв. Ф. Шмитта, Д. Мийо, А. Жолик А. Онеггера и др. Первоначальная модель В. М. была родственна терменвоксу. Нынешняя модель В. М. имеет клавиатуру фп. тип с диапазоном 7 октав (с - h6). Громкость регулируется педальным устройством, инструмент снабжён регулятором тембров. Поскольку на В. М. могут исполняться только одногол. произв., для исп. многогол. произв. используется ансамбль нескольких В. М.

ВОЛЫНКА - нар. духовой язычковый инструмент. Состоит зервуара - меха (мешок из кожи или пузыря животного), в к-рый вставлены 1 трубка для нагнетания воздуха и несколько снабжённых одинарной или двойной тростью для извлечения звука - одна мелодич. с игровыми отверстиями (от их количества зависит диапазон В.) и 1-4 бурдонных (см. Бурдон; напр. ствири). Бурдонные трубки настроены в кварту, квинту, сексту, октаву по отношению к мелодической. Воздух нагнетается ртом и накачивается нажимом локтей на спец. "педали". Применяется соло и в разл. ансамблях, гл. обр. для сопр. танцев. В. - древнейший инстр. распространён под разл. назв. у мн. народов мира; в СССР - дуда, чимпой, паракап-зук, чибони, шуныр, шапор, гайда и др.

Hosted by uCoz