|
А
Б
В Г Д Е Ж
З И К Л
М Н О П
Р С Т У
Ф Х Ц Ч
Ш Э Ю Я
ТАВЛЯК
(от араб. табл) - тадж. и узб. литавра. Керамич. или дерев. корпус бокалообразной
формы, сверху обтянут мембраной. Ножка корпуса - с круглым сквозным отверстием.
Т. держат горизонтально на левом колене, играют пальцами обеих рук. Мембрану
нагрева-
ют перед игрой, разные части её производят разл. по высоте и тембру звуки.
Используется
в ансамблях и соло, для сопр. танцев.
ТАМБУРИН
(франц. tambourin) - 1) большой цилиндрич. 2-сторонний барабан. Высота
корпуса св. 1 м. Появился в Провансе (Франция) а 11 в., отсюда др. назв.
- провансальский барабан (франц. tambour de Provence или tambourin provencal).
Исполнители на Т. обычно одноврем. играли на маленькой (т.н. одноручной)
флейте (франц. galoubct, см. Пифферо). Т. сохранился в нар. музыке Юж.
Франции, ныне - гл. обр. как орк. инстр. Разновидности: Т. с регулируемой
высотой тона (посредством натяжения струн, соединяющих мембраны); Т.
с неизменной высотой тона. Иногда термином "Т." обозначают инструменты
типа бубна. 2) Оживлённый танец провансальского происх. в двудольном метре
(2/2, 2/4). Назв. связано с использованием Т. в качестве сопровождающего
инструмента. Мелодия Т. звучала на фоне повторяющихся в басу звуков (тоники
и доминанты, а также квинты на 1 ступени лада). За первым мажорным Т.
следовали второй - минорный и повторение мажорного. В 18 в. получил
большое распространение во Франции; танец нередко вводился o оперы (А.
Кампра, Ж. Ф. Рамо, А. Э. М. Гретри).
ТАМТАМ,
там-там (термин, основанный на звукоподражании, взаимствован из языков
народов Индии). - инструмент симф. оркестра, род гонга. Представляет собой
массивный плоский металлич. Диск с выпуклостью в центре, иногда с несколько
загнутыми краями,
к-рый подвешивается на раме. Изготовляется из спец. сплавов способом многократной
горячей ковки. Диаметр диска 600-1500 мм, толщина 8-10 мм. Звук низкий,
рокочущий, неопределённой высоты, от едва слышного pianissimo до оглушительного
fortissimo; извлека-
ется ударами большой колотушки. После удара Т. долго вибрирует, создавая
многократные волны crescendo и diminuendo. На Т. возможен эффект тремоло,
а также своего рода глиссандо (используются палочки от малого барабана
или металлич. стержень от треу-
гольника). Введён в оркестр Ф. Ж. Госсеком ("Траурный марш на смерть
Мирабо", 1791), в рус. оркестр-О. А. Козловским ("Реквием на
смерть Понятовского", 1798); Т. использовали Ф. Лист (симфоническая
поэма "Что слышно на горе"), а также П. И. Чайковский (6-я симфония)
и др. композиторы.
ТАМУР,
пандур (лезгин., авар., кумык.), динда. чанг (даг.), - 2-струнный щипковый
инструмент типа лютни. Узкий длинный совкообразный долблёный корпус, заканчивающийся
дву- или трезубцем, и шейка с 5-6 ладами изготовляются из цельного куска
дерева. Дека сосновая, с резонаторными отверстиями. Длина Т. ок. 900 мм.
Струны из конского волоса или жильные. Настройка квартовая: a-d1. Способ
игры - бряцание. Применяется для сопр. пению; на верх. струне дублируется
вок. мелодия, на нижней - извлекается бурдонный звук. Ныне вытесняется
агач-кумузом.
ТАНБУР
(узб., тадж.), тамбур (уйгур.),-струнный щипковый инструмент типа лютни.
Имеет небольшой грушевидный корпус с дерев. декой, длинной шейкой и короткой
головкой. Дл. 1100-1500 мм. На шейке 16-19 яавязных и 4-7 дерев. дополнит.
ладов, наклеенных на деку. Осн. разновидность имеет 3 металлич. струны,
расположенные высоко над шейкой: 1-я - мелодическая, 2-я и 3-я - бурдонные.
Звукоряд диатонический (возможны интервалы менее
полутона). Играют плектром - нахуном. Применяется соло и в ансамблях,
Родств. инструменты - инд. танпура, перс., афг., курд., турец. Т.
ТАРЕЛКИ
(итал. piatti, cinelli: франц. cymbalеs; с греч. кимвал) - древний ударный
инструмент. Представляет собой два металлич. диска с чашеобразными возвышениями
в центре, выкованные из спец. сплава, и ми ударяют друг о друга и глушат,
прижимая к
груди. Различаются по толщине и величине Т. - малые (25-35 см в диаметре),
средние (37,5-45 см), большие (47,5-60 см). Применяют также и одну Т.
(подвешенную
ш руке при помощи петли или на штативе), по к-рой ударяют палкой от литавр,
малого барабана и др. Джазовые Т. различаются по величине и форме (плоские,
выпуклые) и соответственно выполняют разл. функции. В совр. исполнит.
практике используются ярко звучащие т. н. турецкие Т. (заимствованы из
"янычарской музыки"), китайские Т. -с гонго-
образным призвуком, педальные Т. (т. н. чарльстон, применяются в джазе
т. н. античные Т. (или кроталы) - самые маленькие по размеру.
ТАРОГАТО
(венг. tarogato) - венг. название двух разл. духовых инструментов: 1)
инструмент типа гобоя с двойной тростью, родственный зурне. Был распространён
в 16-18 вв. (в Венгрии-также под назв. тур. дудка). Использовался часто
в сопр. барабана и как сигнальный и ратный инструмент. 2) Инструмент типа
совр. кларнета (с одинарной тростью), но с конич. каналом ствола. В 1895
реконструирован венг. мастером В. И. Шундой, Вышел из
употребления.
ТЕМИР-КОМУЗ
- кирг. разновидность варгана. Представляет собой металлич. подковку с
вытянутыми и сужающимися концами. Длина подковки 60-80 мм, ширина у основания
3,7-7 мм. Высота осн. тона (непрерывный бурдон) зависит от толщины, длины
и ши-
рины язычка (стальная пластинка, укрепленная в середине дуги подковки).
Звуки
извлекают изменением формы резонатора, к-рым служит ротовая полость исполните-
ля. Наиб. употребит, диапазон - секста. Звук жужжащий, нежный. На Т.-к.
исполняются преим. кю, а также популярные в Киргизии лирич. мелодии (чаще
женщинами) и молодёж-
ные песни. Иногда игру сочетают со свистом.
ТРОМБОН
(итал. trombone, увеличит. от tromba - труба; нем. Posaune) - медный духовой
инструмент. Имеет длинную мензуру, широкий конич. раструб, в узкой части
соединённый с раздвижным механизмом, и мундштук. В раздвижной механизм
входят 2 неподвиж-
ные трубки (т.н. штанги), на к-рые надвигается U-образная кулиса (нем.
Zug; отсюда устаревшее назв. цуг-тромбон). Это подвижное устройство обеспечивает
хроматич. звукоряд (основан на перемещении тонов натурального звукоряда
вниз на 6 полутонов).
Звучание мощное. В 16 в. сформировалось семейство Т. - дискант, альт,
тенор, бас, контрабас. В кон. 16 в. Т. введены в орк музыку. С 1860-х
гг. применяются лишь Т.-тенор и тенорово-басовый Т., имеющий более широкую
мензуру с т. н. квартвентилем (см. Вентиль).
Используется в симф., дух. и эстр. оркестрах, также соло и в ансамбле.
ТРУБА
(от древневерхненемецкого trumba; итал. tromba) - духовой медный мундштучный
(см. Мундштук) инструмент. Состоит из металлич. трубки (ствола), дважды
свёрнутой в форме вытянутого овала. Дл. ствола ок. 1500 мм, диаметр ок.
11 мм. Общая дл. Т. от края
раструба до мундштука ок. 470 мм. 2/3 канала ствола - цилиндрич. сечения;
1/3, постепенно расширяясь, переходит в раструб. На совр. Т. с помощью
вентилей (3 из них - помповые или вращающиеся) извлекают 33-35 звуков
хроматич. гаммы. По звучанию Т. - самый высокий из медных дух. инструментов.
Среди разновидностей Т.: пикколо (на октаву выше осн. Т.), малые Т., альтовая
(введенная Н. А. Римским-Корсаковым), басовая (введена Р. Вагнером). В
кон. 18 - нач. 19 вв. применялась также Т. с клапанами. Один из древнейших
инструментов. В 16-17 вв. на празднествах для исполнения интрад применялись
простые сигнальные Т.; в опере использовались с нач. 17 в. ("Орфей"
Монтеверди, 1607). С сер. 19 в. Т. с вентилями применяются во всех видах
оркестра, а также соло, в ансамблях.
ТУБА (итал, и лат. tuba - труба) - самый низкий по звучанию из медных
духовых инструментов. Состоит из длинной, свёрнутой U-образно-металлич.
трубы широкой мензуры, к-рая заканчивается с одной стороны большим раструбом,
с другой - узким концом
с воронкообразным мундштуком. В центре - 3-4 вентиля. Сконструирована
в 1835 в Германии; в симф. орк. введена Р. Вагнером (опера "Летучий
голландец"). Разновидность Т. - бас-геликон.
ТУБАФОН
(от лат. tuba - труба и греч. звук) - ударный самозвучащий инструмент
(идио-
фон). Состоит из металлич. трубочек (12-36), горизонтально подвешенных
на кишечных струнах или шнурах, иногда соединённых пружинками, препятствующими
соприкосновению трубочек при игре. Играют 2 дерев. палочками с утолщениями
на концах. Звук подобен звону хрустальных подвесок. Применяется в оркестрах,
чаще в эстрадных.
ТУМЫР,
тюмыр, - марийский двусторонний барабан. Корпус деревянный, мембраны из
собачьей или телячьей кожи натягиваются на корпусе помощью верёвок. Диаметр
300-380 мм, высота 400-700 мм. По мембране ударяют 2 дерев. колотушками.
Применялся как обрядовый и ратный инструмент. Ныне в ансамбле с шувыром
или гармоникой ис-
пользуется для сопр. нар. танцев и песен;иногда воспроизводимые исполнителем
на Т. остинатные ритмич. фигуры служат аккомпанементом длл хор. пения.
ТЮЙДУК - туркм. духовой инструмент. Изготовляется из тростника. Существует
в 3 видах. Гаргы-Т. - продольная открытая флейта (дл. 750-800 мм. диаметр
18-20мм) с мундштуком (дл. 50 мм), с пальцевыми отверстиями на лицевой
и одним - на тыльной сторонах.
Звук несильный, матового тембра, с характерным шипящим призвуком. Дилли
- Т. - язычковый инструмент. Ствол (дл. ок. 160 мм, диаметр 6-8 мм) б.
ч. открыт с обоих
концов (встречается и с закрытым верхним), имеет 3-4 пальцевых отверстия
на лицевой и одно - на тыльной сторонах. Звук резкий, несколько гнусавый.
В нек-рых р-нах республики распространён дилли-Т. без пальцевых отверстий
(дл. 50-55 мм, диаметр 5 мм),
отличающийс я пронзительным свистящим звуком. Гошадилли - Т.-парная разновидность
дилли-Т. Состоит из 2 одинаковых дилли-Т.; из-за небольшого различия в
их строе возникают своеобразные биения. Все виды инструмента используются
гл. обр. как сольные,
иногда - как аккомпанирующие пению.
|