Д

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ДАУДИТЕ - литов. дерев. труба. Имеет длинный цилиндрич. ствол (дл. 1400-2500 мм; состоит из обвитых корой или берёстой половинок выдолбленного дерева) и большой конич. раструб. Издаёт 5-8 резких звуков. Д. бытовала гл. обр. как сигнальный инстр., а также как сольный (на торжествах) и ансамблевый (при исп. сутартине). Известен с 12 в.; к нач. 20 в. вышел из употребления. Группа модерннзиров. Д. используется в оркестрах ансамблей нар. песни и танца Литов. ССР.

ДАУЛПАЗ - казах. литавры. На котлообразный (или шлемовидный) дерев. корпус натянута кожаная мембрана. Ударяют палкой или кистью руки. Д. - инструмент без определ. высоты звучания и разл. размеров, использовался как охотничий и военный.
В 1934 в Казах. оркестр нар. инстр. им. Курмангазы включён оркестровый Д., или шындаул (большой - с медным корпусом и малый - с деревянным). В 1951 изготовлен модернизиров. оркестровый Д. с винтовым устройством для регулировки высоты звучания.

ДАФ, дуф (араб., перс.; др. араб. назв. - рикк), дап, дабу (уйгур.), даф (арм.), тэп (даг.), дэф, дяф (азерб.), - древний ударный инструмент типа бубна. Диаметр 250-330 мм. Ударяют пальцами и ладонями. Д. применяется как сольный и ансамблевый инстр. Родственные инстр. в Ср. Азии - дойра, дайра. Аналогичные инстр. существовали в Др. Египте и Палестине.

ДЕЧИК-ПОНДУР, дечик-пондар, чеч.-ингуш. 3-струнный щипковый инструмент. По конструкции близок агач-кумузу. Характеризуется секундово-терцевой настройкой. В кон. 30-х годов сконстркировано семейство модер. орк. Д.-п.

ДИ - кит. поперечная бамбуковая флейта. Древнее назв. - хэнчуй, хэнди. На стволе имеются отверстия: 6 пальцевых, отверстие, прикрытое камышовой плёнкой для изменения тембровой окраски звука, 4 в ниж. конце трубки (для подстройки и продевания шнура). Длина ок. 61-63 см. Ствол перехвачен нитяными перевязями, покрытыми чёрным лаком. Один из самых распространённых кит. инструментов. Разновидности Д. входили в театр, инстр. ансамбли. Родственный инструмент - узб. и тадж. май.

ДОЙРА (узб., тадж,, каракалп.) - ударный инструмент типа бубна. Имеет круглую дерев. обечайку (диаметр 360-450 мм: с металлич. кольцами внутри), кожаную мембрану. Этот древнейший инстр. распространен в Узбекистане, Таджикистане, в странах Бл. и Ср. Востока. На Д. аккомпанируют пению, танцам. Используют в ансамбле с др. инстр., вклю-чают в нар. и симф. орк. Родств. инструменты - дайра, даф.

ДОЛ, дул (узб.), доул (тадж.), дабыл (казах.), - 2-сторонний барабан. Ширина обечайки 80-100 мм, диаметр кожаных мембран (стягивались на обечайке кожаными ремнями) 300-400 мм. При игре Д. держали за ручку, прикреплённую сбоку обечайки, ударяли дерев. колотушкой с шариобрачной головкой. Применялся как сигнальный инструмент. Вышел из употребления.

ДОЛИ, доол (груз.), дхол (Арм.), - 2-сторонний барабан. Но мембранам из кожи (или пузыря животного) ударяют пальцами обеих рук или 2 палочками (тонкой и толстой) с ремёнными петлями (надеваются на кисти рук). Мембраны натягиваются ремнями или шнурами. Входит в состав разл. ансамблей. Родств. инструмент - азер. нагара.

ДОМБРА - казах. струн, щипковый инструмент. Корпус деревянный (дл. 800-1300 мм). Имеет 2 жильные струны, одна из них мелодическая; настраиваются в кварту или квинту. Зап.-казах, и вост.-казах. Д. различаются формой корпуса, длиной и шириной шейки; количеством навяяных жильных ладов; различны приемы игры и использование. На Д. исполняются виртуозные 1- и 2-гол. пьесы - кюй, используется и для сопр. пению. Встречается и в Узбекистане (отличается отсутствием ладов). Разновидности модернизиров. Д. вошли в состав Оркестра казах. нар. инструментов им. Курмашазы.

ДОМРА, домра.-др.-рус. струн. щипковый муз. инструмент. Наиб. распространение получил в 16-17 вв. Д. использовалась скоморохами как сольный инструмент, а также в ансамбле (применялась "басистая" Д.). Имела гриф и овальный корпус. Д. в её совр. виде реконструирована В. В. Андреевым (1896) на основе вятской балалайки. Имеет полусферич. корпус, короткую шейку с грифом, на к-ром врезаны металлич. лады, головку с колками, 3 металлич. струны. Настройка квартовая (т. н. разлад). Звук извлекается плектром. На основе этой Д. в 1896-98 С. И. Налимовым создано семейство орк. Д., к-рое (вместе с семейством балалаек) стало основой Великорус. оркестра им. В. В. Андреева. В 1908 Г. П. Любимов вместе с мастером С. Ф. Буровым сконструировали семейство модернизиров. 4-струн. Д. квинтовой настройки. Д. применяются в оркестре ромииая С. И. На нар. инструментов.

ДУАДАСТАНОН (осет. дуадас - 12, танон - струны) - осет. угловая арфа. Корпус деревянный, плоский, прямоугольный или фигурный, долбленый; шейка с колками, заканчивается фигурной головкой коня или тура. 12 волосяных струн. в т. ч. 1 дискантовых (белых) и 4 басовых (черных) натянуты под углом к корпусу. Настройка диатоническая. На Д. аккомпанировали (мужчины) нартским нар. сказаниям, лирическим и детским песням. Играют пальцами обеих рук. Известен с древности. Родств. инструменты - груз. чанги и абх. аюмаа.

ДУДКА - общее название нар. духовых инструментов флейтового типа в России, Белоруссии, на Украине. Может относиться к лабиальным и свистковым духовым (сопелям и свирелям), реже - к язычковым (жалейки), амбушюрным (трубы), а также к волынкам (уменьшительное от дуда; гл. обр. на З. Украины и Белоруссии). Д. обычно пастушеский инструмент.

ДУДУК (арм.), дудуки (груз.), - духовой язычковый инструмент. По конструкции близок баламану. Используется при исполнении муганов и сопровождении танцев, иногда дуэтом (первый играет мелодию, второй - бурдон). В 1920-30-х гг. В. Г. Буни сконструировал 3 разновидности Д. разных регистров.

ДУТАР (узб., тадж., туркм., перс.; букв. - двухструнный) - струнный щипковый инструмент. Корпус грушевидный, клеёный из тонких дерев. пластинок, с длинной шейкой, с 13-17 навязными жильными ладами и 2 шёлковыми струнами. Дл. 1150-1200 мм. Звукоряд внизу хроматический, вверху диатонический. Диапазон: 1 1/2 (1,5) - 2 октавы. Звук негромкий, нежный, с характерным призвуком (от чольжения ногтем по деке). Используется пар. и проф. исполнителями как сольный и ансамблевый инстр., а также для аккомпонемента пению. На Д. исполняются небольшие пьесы и инстр. части макомов. С сер. 30-х гг. семейство усовершенствованных Д. (прима, альт, бас, контрабас) вошло в состав узб., тадж. и туркм. оркестров нар. инструментов. Афг. и Иран. разновидности (3-струн.) несколько отличаются от среднеазиатских.

Hosted by uCoz