М |
|
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я МАНДОЛА,
мандора, пандора, пандурина (итал. mandola), - струнный щипковый плекторный
инструмент типа лютни (меньше по размеру), часто с серповидной головкой.
Наименование "М." известно с 11-12 вв. Семейство разновидностей
М. появилось во 2-й пол. 16 в. На смену ему в сер. 18 в. пришло семейство
т. н. неаполитанских мандолин, в к-ром теноровая разновидность именуется
"М.". Ныне вышла из употребления. МАНДОЛИНА
(итал. mandoline) - струнный щипковый плекторный инструмент типа лютни.
Верх. дека овальной формы, корпус округлый, склеен из отд. сегментов;
шейка имеет гриф с ладками и головку с колками. М. одной регистровой разновидности
различаются по количеству и настройке струн. Наиб. распространена сопрановая
неаполитанская М., имеет 4 парных ряда струн квинтовой настройки. Звучание
чистое, яркое. М. - инструмент итал. происх.; известна с 17 в., бытует
и ныне. Используется как сольный, ансамблевый и орк. инструмент. Оркестр
из М. (иногда с гитарами) называется неаполитанским. Иногда вводится в
симф. и оперный оркестры. Для М. писали Л. Бетховен, А. Вивальди и др. МАРАКА, мбарака, нварака, кабаса, гуиро, - древнейший ударно-шумовой инструмент индейцев Лат. Америки, тип погремушки. М. - небольшой пустотелый сосуд из высушенной тыквы, из сплетенных ивовых прутьев и др., наполненный камешками ин др. мелкими твёрдыми предметами. При потряхивании издаёт характерный шум. В М . применяется гл. обр. в эстр. инстр. ансамблях, иногда под назв. маракасы. МАРИМБА
- афр. ударный инструмент типа ксилофона. Состоит из 4-20 дерев. брусков,
укрепленных горизонтально на 2 металлич. или бамбуковых рейках. Под брусками
- подвесные резонаторы из полой тыквы. Звук извлекается ударом 2 прямых
или изогнутых дерев. палочек с каучуковыми наконечниками. Бытует под разд.
названиями у мн. народов Африки. МОНОХОРД (с греч. однострунный, и один, и струна) - 1) общее обозначение однострун. инструмента. 2) Муз. инструмент - акустич. прибор, распространённый в Др. Греции и Риме (согласно преданию, изобретён Пифагором в 6 в. до н. э.), в Зап. Европе в эпоху средневековья и позднее вплоть до 19 в. Состоял из продолговатого (900-1200 мм) дерев. корпуса (планки), вдоль к-рого сверху натягивалась одна струна (в ср. века иногда 2 или неск. струн, настроенных в унисон или в разные интервалы), ограниченная с обоих концов фиксиров. подставками (или порожками). Звук извлекался щипком или ударом (молоточками). Высота звука менялась при передвижении нефиксиров. подставки. Использовался гл. обр. при обучении пению и теории музыки (для определения интер-валов и ладоа). при настройке органных труб, в акустич. экспериментах. реже в ансамблевом мучицировании. 3) Обозначение устройства для приглушения звучности фп. путём ограничения удара молоточка лишь по одной струне - прототипа левой педали (введено Б. Кристофори в 1725). МЮЗЕТ
(франц. musette, осн. значение - волынка, от старофранц. muse - дудка)
- 1) тип франц. волынки (см. рис.). Имела мех из ткани, мехи для нагнетания
воздуха (в отличие от франц. пастушьей корнемюзы, бытующей и ныне, где
воздух нагнетался исполнителем через вдувную трубку), 2 мелодич. трубки
(основную и дополнительную отверстия на к-рой закрывались с помощью
клапанов, расположенных на основной) и особый бурдонный бочонок с несколькими
тростями и звуковыми каналами, длина и настройка к рых менялись |