М

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

МАНДОЛА, мандора, пандора, пандурина (итал. mandola), - струнный щипковый плекторный инструмент типа лютни (меньше по размеру), часто с серповидной головкой. Наименование "М." известно с 11-12 вв. Семейство разновидностей М. появилось во 2-й пол. 16 в. На смену ему в сер. 18 в. пришло семейство т. н. неаполитанских мандолин, в к-ром теноровая разновидность именуется "М.". Ныне вышла из употребления.

МАНДОЛИНА (итал. mandoline) - струнный щипковый плекторный инструмент типа лютни. Верх. дека овальной формы, корпус округлый, склеен из отд. сегментов; шейка имеет гриф с ладками и головку с колками. М. одной регистровой разновидности различаются по количеству и настройке струн. Наиб. распространена сопрановая неаполитанская М., имеет 4 парных ряда струн квинтовой настройки. Звучание чистое, яркое. М. - инструмент итал. происх.; известна с 17 в., бытует и ныне. Используется как сольный, ансамблевый и орк. инструмент. Оркестр из М. (иногда с гитарами) называется неаполитанским. Иногда вводится в симф. и оперный оркестры. Для М. писали Л. Бетховен, А. Вивальди и др.

МАРАКА, мбарака, нварака, кабаса, гуиро, - древнейший ударно-шумовой инструмент индейцев Лат. Америки, тип погремушки. М. - небольшой пустотелый сосуд из высушенной тыквы, из сплетенных ивовых прутьев и др., наполненный камешками ин др. мелкими твёрдыми предметами. При потряхивании издаёт характерный шум. В М . применяется гл. обр. в эстр. инстр. ансамблях, иногда под назв. маракасы.

МАРИМБА - афр. ударный инструмент типа ксилофона. Состоит из 4-20 дерев. брусков, укрепленных горизонтально на 2 металлич. или бамбуковых рейках. Под брусками - подвесные резонаторы из полой тыквы. Звук извлекается ударом 2 прямых или изогнутых дерев. палочек с каучуковыми наконечниками. Бытует под разд. названиями у мн. народов Африки.

МОНОХОРД (с греч. однострунный, и один, и струна) - 1) общее обозначение однострун. инструмента. 2) Муз. инструмент - акустич. прибор, распространённый в Др. Греции и Риме (согласно преданию, изобретён Пифагором в 6 в. до н. э.), в Зап. Европе в эпоху средневековья и позднее вплоть до 19 в. Состоял из продолговатого (900-1200 мм) дерев. корпуса (планки), вдоль к-рого сверху натягивалась одна струна (в ср. века иногда 2 или неск. струн, настроенных в унисон или в разные интервалы), ограниченная с обоих концов фиксиров. подставками (или порожками). Звук извлекался щипком или ударом (молоточками). Высота звука менялась при передвижении нефиксиров. подставки. Использовался гл. обр. при обучении пению и теории музыки (для определения интер-валов и ладоа). при настройке органных труб, в акустич. экспериментах. реже в ансамблевом мучицировании. 3) Обозначение устройства для приглушения звучности фп. путём ограничения удара молоточка лишь по одной струне - прототипа левой педали (введено Б. Кристофори в 1725).

МЮЗЕТ (франц. musette, осн. значение - волынка, от старофранц. muse - дудка) - 1) тип франц. волынки (см. рис.). Имела мех из ткани, мехи для нагнетания воздуха (в отличие от франц. пастушьей корнемюзы, бытующей и ныне, где воздух нагнетался исполнителем через вдувную трубку), 2 мелодич. трубки (основную и дополнительную отверстия на к-рой закрывались с помощью клапанов, расположенных на основной) и особый бурдонный бочонок с несколькими тростями и звуковыми каналами, длина и настройка к рых менялись
при передвижении спец. пластинок. М. Сформировался к нач. 17 в., употреблялся в 17-18 вв. как проф. инструмент в кам. и театр, музыке, а также в домашнем музицировании. 2) М.-де-Пуату (Пуату - историч. область на З. Франции) - пастушья волынка с мехом из овечьей кожи и вдувной, мелодической и бурдопной трубками. Употреблялся в ансамбле с гобоем-де-Пуату (типа шалмея), выполнявшим функцию как бы 2-й мелодич. трубки. 3) Гобой-пикколо (на квинту выше обычного гобоя), созданный во Франции в 1 S30-X гг. для имитации звучания волынки. Имел 7 пальцевых отверстий спереди, одно - сзади, позднее заменённых на клапаны. 4) М.-бас (basse de muselle) - одно из названий басового (баритонового) гобоя. 5) Органный регистр. 6) Франц. старинный нар. танец. Муз. размер 2/4, 6/4 или 6/8. Темп быстрый. Исполнялся под аккомпанемент М. - волынки (отсюда назв.). В 18 в. вошёл в придворные оперно-балетные дивертисменты. М. с типичным для этого танца органным пунктом использован в качестве частей в инстр. сюитах и сонатах франц. композиторов 18 в., concerto grosso. М. встречается в увертюре к "Альнине" Генделя, опере "Бастьен и Бастьенна" Моцарта, в англ. сюитах И. С. Баха. в соч. М. Равеля, А. К. Глазунова.

Hosted by uCoz