Г

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ГАРМОНИКА (от греч. созвучный, стройный, гармоничный), гармонь, -клавишно-пневматич. инструмент. Источник звука - свободно проскакивающие металлич. язычки, закреплённые над прорезями металлич. рамок. В колебат. движение их приводит струя воздуха, возникающая при сжатии и растяжении меха. Прототипом Г. был инстр., сконструированный в 1822 в Берлине Ф. Бушманом. Известны 3 вида Г.: ручные (в т.ч. аккордеон, баян), ножные (в т.ч. фисгармония), губные. В России были наиб. распространены ручные Г.- мехи соединяют в них правую и левую части корпуса, в к-рых крепятся все детали (массовое производство с 1830 в Туле). Рус. мастерами создав ряд разновидностей Г. с разными или одинаковыми звуками при смене движения меха. К 1-му виду относятся Г. тульская, саратовская, черепашка, бологоевская (назв. б. ч. связаны с местом возникновения и распространения инструмента), а также т.н.немецкие ("немки") и венские ("венки") 1- и 3-рядные (изготовляются в СССР). Ко 2-му виду принадлежат Г. вятская, ливенка, вологодская, а также елецкая рояльная (1- и 2-рядные), хромка, сибирская, т. н. вост. Г. (татарские, кавказские) и др., а также концертина, баян и аккордеон. Г. способствовала возникновению своеобразных местных наигрышей, т. н. переборов. Каждая модель в мелодич., тембровом и технически-игровом отношениях отражала особенности местного репертуара и исполнит. специфику. Мн. гармонисты достигали виртуозного мастерства, выступали в концертах: П. Е. Невский, П. Ф. Панов (кон. 19 - нач.20 вв.), С. К. Привалов (2-я пол. 20 в.) и др. Характерные для Г. интонации, обороты (в ряде случаев и сам инструмент) использовали в соч. П. И. Чайковский, И. Ф. Стравинский, А. Ф. Пащенко, Р. К. Щедрин и др.

ГЕККЕЛЬФОН (нем. Heckelfon) - баритоновый гобой. Звучит октавой ниже гобоя; отличается от него широкой мензурой и шарообразной формой раструба. Диапазон H-f2. Звук певучий, выразительный. Создан в нач. 20 в. мастером В. Геккелем (отсюда назв. инструмента). Применяется редко (использован в операх "Саломея" и "Электра" Р. Штрауса).

ГЕЛИКОН (от греч. род. падеж и кольцо, спираль) - мундштучный духовой инструмент басового и контрабасового регистров. Ствол - конич. трубка, свёрнутая спиралью в форму круга таким образом, чтобы музыкант мог просунуть голову и правое плечо в середину круга (для ношения в походах). При игре надевают на левое плечо. Строи и принцип игры - как у тубы. Сконструирован в 1840-х гг. для использования в дух. воен. оркестре.

ГЕНДАНГ, кенданг, - индонез. 2-сторонний барабан с цилиндр. или конич. дерев. корпусом и мембранами из буйволовой кожи, по к-рым ударяют пальцами, кистью, а также спец. колотушкой; характер звучания зависит от места удара по мембранам (возможно извлечение 4 разл. по высоте тонов). В гамелане исполнитель на Г. является лидером ансамбля, регулирует темп, динамику исполнения и муз. структуру произв., осн. ритмич. рисунки; иногда используются 2 Г. Применяется также для сопр. танцев, в традиц. т-ре и др.

ГЕНДЕР - индонез. металлофон. Состотит из 12-ти укреплённых на дерев. подставке выпуклых металлич. пластин, под каждой из к-рых подвешена бамбуковая трубка-резонатор. По ним ударяют 2 молоточками (из дерева, рога, с каучуковыми наконечниками). Используется гл. обр. в гамеланах, где Г., настроенному в соответствии со звукорядами пелог или слендро, поручается вариац. разработка гл. темы.

ГЕНСЛЕ (польск. gesle) - 1) общее назв. старинных польск. струн. инструментов разных видов (аналогичных рус. гуслям ).2) Г. подгалянские, жлубцоки, генслики (т.е. гусельки) - польск. нар. смычковый инструмент обычно типа пошеты, распространён в Подгалье и Татрах. Имеет деревянный долбленый веретенообразный, грушевидный или овальный корпус, 3-4 струны. Настройка квинтовая. Смычок лукообразный, в 20 в. также и прямой. Тембр яркий, звук резкий. Используется в совр. фольклорных ансамблях.

ГИДЖАК, гыджак, - тадж., узб., туркм., уйгур., каракалп., афган. струнный смычковый инструмент. Состоит из сферического или прямоугольного корпуса (тыквы или дерева), обтянутого кожаной мембраной, круглой шейки, к-рая проходит сквозь корпус, оканчиваясь металлич. ножкой-упором, 2-4 жильных или шелковых струн (ныне чаще металлических). Настройка квартовая. Смычок короткий, со свободно подвешенной прядью конского волоса, натягиваемой пальцами исполнителя во время игры. Используется соло и в ансамбле. Семейство модерниэиров. 4-струн. Г. квинтовой настройки входит в оркестр нар. инстр. Аналогичные инстр. - кеманча, памирский джигак.

ГИТАРА (исп. guitarra, от греч. кифара; итал. chitarra, франц. guitare; англ. guitar) - струнный щипковый инструмент лютневого типа. Совр. Г. состоит из дерев. корпуса с глубокими выемками по бокам и плоскими деками (на верхней. - круглое резонаторное отверстие), шейки (на грифе - 19-24 металлич. лада), головки с колками. Струны (6) - металлические или нейлоновые (в 1-м случае 4, во 2-м - 3 нижние обвиты металлич. канителью), иногда используются двойные ряды струн - 2 верхние настраиваются в унисон, 4 нижние - в октаву. Обычная настройка: Е (ниж. струна может перестраиваться на D) -A-d-g-h-e1 (нотируется октавой выше). Звукоряд хроматический. Приёмы звукоизвлечеиия: щипок большим пальцем нижних струн, указательным, средним и безымянным - верхних, бряцание по всем струнам, защипывание плектром. Звук Г. не обладает большой силой. Он хорошо сочетается с человеческим голосом и со звучанием др. инструментов. Используется для аккомпанемента и сольной игры.
Инструменты, называемые Г., известны в Испании с 13 в., отличались большим разнообразием конструкции. На нек-рых, в т. ч. цыганских, Г. имеются внегрифовые басовые струны, а иногда дополнит, шейки, головки и грифы. В нач. 19 в. в Центр. России (отчасти и в Польше) получила распространение 7-струн. Г. квартово-терцовой настройки:
D-G-H-d-g-h-d (т.н. русская). Нар. исполнители используют строй D-G-d-g-h-d1. В Лат. Америке, на Филиппинах распространены разл. модификации Г., на Гавайских о-вах - маленькая Г. укулеле (т. н. гавайская Г.). Т. н. англ., или португ., Г. (была распространена в Великобритании во 2-й пол. 18 в.; в Португалии - до наст. времени) представляет собой цистру - инстр. с грушевидными очертаниями корпуса (игра плектром). Ныне в джазе и эстр. музыке применяются электрогитары с неск. звукоснимателями и т. н. темброблоком. Среди известных гитаристов: А. Сеговия, М. Л. Анидо, А. М. Иванов-Крамской.

ГОБОЙ (нем. Oboe; от франц. hautbois, букв.- высокое дерево; итал. oboe) - 1) совр. Г.- язычковый духовой инструмент. Представляет собой дерев. конич. трубку (дл. 59-61 см), составленную из 2 колен и небольшого раструба. Имеет св. 20 пальцевых отверстий, б. ч. к - рых закрывается клапанами. На Г. играют с помощью двойной трости, к-рая вставляется в верхнее колено. Диапазон Ь-a3 (b3, h3). Различают след. системы конструкции: немецкую (с более плотным носовым тускловатым звуком) и французскую (с более широкими тонич. тембровыми и динамич. возможностями). Инструменты типа Г. издавна бытовали в музыке разл. народов. Назв. "Г." применялось к ближайшему, родственному Г. инструменту - шалмею. Г. отделился от шалмея в 16-17 вв. благодаря перемещению трости из полости рта на губы исполнителя. Совр. Г. с развитым клапанным механизмом сложился на рубеже 19-20 вв. Входит в состав дерев. группы симф. орк-тра, а также используется как сольный и ансамблевый инстр. Осн. разновидности: гобой д'амур (in А), английский рожок (in F) и баритоновый Г. (неточное назв.-геккельфон), транспонирующие соответственно на малую терцию, квинту и октаву вниз; Г.-пикколо (in D, Es, Р), транспонирующие на секунду, терцию, кварту вверх. 2) Органный регистр; см. Орган.

ГОБОЙ Д'АМУР (итал. oboe d'amore) - альтовый (меццо-сопрановый) гобой. По конструкции аналогичен гобою (сопрановому), но несколько больше по размеру: имеет раструб грушевидной формы, как у английского рожка, приближаясь к нему и по тембру. Применялся в18 в. Г. Ф. Телеманом, И. С. Бахом. Включён в партитуры "Домашней симфонии" Р. Штрауса, "Образов" Дебюсси, "Болеро" Равеля.

ГОДУЛКА, гадулка, ганилка, копанка, цигулка,кемене, - болт. струнный смычковый инструмент. Корпус деревянный долблёный, грушевидной формы, на деке 2 круглых или овальных резонаторных отверстия; шейка короткая, без ладов. Струны жильные (ныне металлические): 3- 4-игровые и 7-10-резонансовые. Настройка квартово-квинтовая. Г. держат вертикально. Мелодию исполняют на 1-й струне, остальные - бурдонные (см. Бурдон). Игровые струны не прижимают, а касаются их ногтями или кончиками пальцев левой руки, извлекая флажолетные (см. Флажолеты) звуки. Г. звучит мягко, используется для сопр. танцев и нар. песен.

ГОНГ (индонез., малайск. gong) -ударный инструменте определ. высотой звучания (идиофон). Экземпляры бронзовых Г. найдены в Юго-Вост. Азии (2 в. до н. э. - 1 в. н. э.), где они распространены и ныне. (Лучшие Г. начиная с древности производят на о. Ява.) Бытуют среди народов Китая (из нефрита, бронзы), Центр. Азии, встречаются в Юж. Азии (малый плоский Г. ханси), а также в Малой Азии и странах Средиземноморья. Представляет собой круглый металлич. диск разл, размеров и формы: плоский (Китай, Индия, Филиппины); с отогнутыми краями и круглой выпуклостью посередине (Юго-Вост. и Центр. Азия). Звук извлекается ударом колотушки с утолщением на конце, иногда обмотанным тканью. Высота звучания в зависимости от размера колеблется приблизительно в пределах F2-e. Звук певучий, богатый обертонами, долго затухает. Г. выполняли разнообразные функции: культовые, сигнальные, символа власти и др. Использовались как одиночные, гак и разнообразные наборы Г. (подвешиваемые горизонтально или помещённые вертикально). В Юго-Вост. Азии с 10-14 вв. стал основой многосоставных оркестров Таиланда (пипхат), Лаоса, Кампучии (пинпеат), Бирмы (саин), Индонезии, Малайзии (гамелан), а также Филиппин (кулинтанг). В Турции с 17 в. Г. входил в соства воен. оркестров (мехтер-хане). В европ. оперно-симф. оркестры Г. введены во 2-й пол. 18 в. под назв. тамтамов. С 20 в. звучание Г. стало общепринятой орк. краской.

ГОРН (нем. Horn - рог, рожок, валторна) - общее обозначение разл. дух. медных мундштучных инструментов. Назв. "Г." применяется и к сигнальному Г. с узким конич. стволом без вентилей и клапанов. Звукоряд натуральный. В СССР используется в воинских частях, в пионерских лагерях для подачи сигналов.

ГУАНЬ (кит. гуань - трубка) - кит. духовой мундштучный инструмент. Его предшественник били - инструмент некитайского происх. .Ствол деревянный или бамбуковый, с цилиндрич. каналом, с металлич. кольцами на концах. На лицевой стороне ствола 7, на тыльной - 1-2 пальцевых отверстия; двойная трость (широкая и толстая) - из тростника; от места её зажима зависит диапазон Г. Осн. разновидности: большой Г. (дл. от 23 до 45 см) и малый Г. (дл. 18-19 см). Входил в древние придв. церемониальные орк. Совр. образцы Г. имеют хроматич. звукоряд, используются в нар. орк., ансамблях и как сольный инстр. Аналогичный япон. инструмент - хитирики.

ГУБНАЯ ГАРМОНИКА - духовой язычковый инструмент. Состоя из комплекса металлич. проскакивающих язычков, укрепленных по обе стороны планки, к к-рой примыкает деревянная или пластмассовая пластинка с прорезями; через них струя воздуха направляется к язычкам. В каждом канале - 2 голоса, один из к-рых звучит при выдохе, другой - при вдохе. Существуют (с сер. 19 в.) Г. г. разных систем с разными диапазонами (1-2 октавы) с хроматич. звукорядом, с клавишами и др. Наиб. распространен Г. г. в строях С, G, F, а.

ГУДЕЛКА (англ. bullroarer) - древний и мент класса аэрофонов. Представляет собой деревянные вы вогнутые отполиров. пластинки, обычно в форме обоюдоострого и длиной прибл. 20-50 см, шириной 2,5-5 см, толщиной до 0,6 см. Через отверстие на узком конце пластинки продевается длинный шнур. При вращении, разрезая воздух, Г. производит жужжание, гудение завывание. Г. приписывается тотемич. значение. Распространена y родов Севера СССР, в Океании, у коренных жителей Австралии.

ГУДОК - рус. струнный смычковый инструмент. Состоит из деревянною долблёного или клеёного овальной или грушевидной формы, плоской деки с резонаторными отверстиями, короткой шейки без ладов, с прямой или слегка отогнутой резной головкой. Дл. 300-800 мм. Имеет 3 (4) струны, квартово-квинтовую настройку. Смычок лукообразный. Мелодия исполняется на 1-й струне, 2-я и 3-я - бурдонные (см. Бурдон). При игре игре Г. держат вертикально. Был особенно распространён в 17 - кон. 19 вв. Использовался скоморохами. Применяется и ныне.

ГУСЛЕ (сербско-хорв. и словен.), гусла (болг.), - струн. смычковый инструмент юж. славян. Состоит из деревянного долблёного корпуса грушевидной формы, обтянутого кожаной мембраной, 1-2 волосяных струн, шейхи и шлевки. украшенной фигурами. Смычок короткий, лукообрачный. Струны к шейке не прижимают, музыканты лишь касаются их пальщик, получая флажолетные звуки (см. Фла-колггы). Держат инстр. вертикально. На Г. шомпанируют себе певцы-сказители. Широко ркпрогтрвнен в Югославии, в Болгарии встре- чаются редко.

ГУСЛИ - др.-рус. многострунный щипковый инструмент. Известны разновидности: Г. крыловидные, или звончатые Г., состоят из долблёного (или клеёного) плоского корпуса крыловидной формы (размеры: 600Х250х45 мм), на деке веерообразно натянуты 4-6, на нек-рых образцах -9 (11-14 вв.), 5- 14 и более (18-20 вв.) струн. Диипаюн от кварты до 2 октав, настройка диатоническая, обычно в мажорном ладу; низкие звуки образуют квинтовый бурдон по отношению к осн. звукоряду. Родственные Г. инструменты - канклес, каннель, кантеле, кокле. Г. шлемовидные, или Г.-псалтирь, имели шлемовидный корпус (размеры; 900Х475Х110 мм); струны (11-36) расположены параллельно. Встречаются в Поволжье под разл. названиями. Г. клавироподобные, или прямоугольные Г. (стационарные), прямоугольной формы, сконструированы в 16- 17 вв. на основе Г. звончатых и Г.-псалтири. Имеют 55-66 струн; настройка была диатонической, затем хроматическая. На их основе Н. П. Фоминым созданы т. н. клавишные Г. (1905). На всех видах Г. осн. приёмы игры бряцание (иногда плектром), защипывание, глиссандо. Используются для сопр. пения и плясок. Модернизированные в 20 в. Г. (кроме псалтири) применяются в художественной самодеятельности и в оркестрах русских народных инструментов.

Hosted by uCoz