К

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

КАВАЛ - молд., рум., болг., алб. продольная открытая флейта. Первоначально пастушеский инстр. Имеется 6-8 пальцевых отверстий 1 спереди и 1 сзади, а также 3-4 внизу ствола (для подстройки резонирования). Дл. 400-900 мм, внеш. диаметр 20-25 мм, внутренний - 18 мм. Изготовляется из дерева, ныне и из пластмассы. Звукоряд диатонический (с применением хроматики), диапазон при передувании до 2,5 октав. Звук мягкий, приглушённый в ниж. регистре, более яркий и сильный - в среднем, светлый и громкий в верхнем. В Молдавии К. называется пастушеский флуер, на нем исполняются дойны, богато орнаментированные песенные и танц. мелодии. Строи модернизиров. молд. К.: С, с, D, Е, Fis, a, h. При игре на К. музыкант держит К. наискось, приставляя к углу рта, и одновременно издаёт голосом бурдонный звук.

КАЙРАК (узб., тадж.) - каменные кастаньеты. Состоят из 4 плоских отшлифованных продолговатых камней (гальки). Дл. 120-150 мм. шир. 50-70 мм. Держат по 2 К. в каждой руке, отбивая ритмич. формулы. К. имеет древнее происхождение (сохранились июбражения К. 16 в.). В совр. практике используется в традиц. танцах (бухарскими созанда), включается в вок. и инстр. ансамбля и оркестры нар. инструментов.

КАМЫЛЬ (адыг. тростник) - 1) Адыг. продольная открытая пастушечья флейта. На нижнем конце ствола (в прошлом из тростника, ныне деревянный или металический) - 3 пальцевых отверстия. Дл. около 700 мм. Звукоряд диатонический, диапазон-кварта. На К. исполняются песенные и танц. мелодии, наигрыши, иногда в ансамбле с шечипшином. Аналогичные инструменты - сыбызги, Ачарпын. 2) Кабард. духовой язычковый инструмент, аналогичный балабану.

КАНКЛЕС - литов. нар. струнный щипковый инструмент, тип цитры. Корпус крыловидный. у старинных К. - долбленый, у совр. - клеёный Дл. 800-900 мм. Струн 5- 13, строй диатонический. Играют пальцами или плектором. В старину при игре К. держали на коленях, ныне также на специльной подставке. Используется как сольный и ансамблевый инструмент. В 1940-х гг. создано семейство модернизиров. К. Родствен. латышской кокле, эст каннелю,
карело-фин. кантеле и рус. крыловидным гуслям.

КАННЕЛЬ, каннел, - эст. струнный щипковый инструмент, тип цитры. К. архаич. типа имеет деревянный долблёный ладьевидный корпус, сверху закрытый декой. 6-7 металлич. струн расположены веерообразно. На-иб. близок карело-фин. кантеле. Со 2-й пол. 19 в. основным стал клеёный многострун. К. В 20 в. употребляются и спец. аккомпанирующие К. Струны располагаются параллельно. Встречаются разл. способы игры (бряцание, защипывание или комбиниров. способы). Играют пальцами обеих рук. У модернизиров. К. (до 46 струн) строй хроматический или комбинированный. У нар. К. иногда встречаются парные и тройные струны. Родств. инструменты - латыш. кокле, литов. канклес, рус. гусли.

КАНТЕЛЕ (фин. kantele) - карел. и фин. струнный щипковый инструмент, тип цитры. К. арханч. типа имеет деревянный узкий ладьевидный корпус, долблёный сверху (покрыт декой) или снизу (без дна), 5 жильных струн, расположенных веерообразно. К. позднейших типов клееные из отд. досок, с металлич. струнами, расположенными веерообразно или параллельно (до 36 струн). Держат К. обычно горизонтально, на коленях или на столе, струны защипывают пальцами обеих рук или бряцают. В отличие от 5-струнного К. на к-ром, по-видимому, исполнялась одногол. музыка, поздние виды К. используются для исполнения мелодий с аккордовым сопровождением, танц. наигрышей. Модернизиров. К. входят в ансамбль "Кантеле" Карел. АССР. Родств. инструменты - эст. каннель, латыш. кокле, литов. канклес, рус. гусли.

КОРНАЙ - узб. и тадж. труба. Латунный прямой, реже коленчатый ствол (дл. 1-3 м) без пальцевых отверстий и с конич. раструбом, снабжён паянным неглубоким мундштуком. Звук мощный, низкий (можно извчечь всего неск. звуков обертонового ряда). Часто применяли глиссандирование. Использовался с древности как сигнальный инструмент для связи на больших расстояниях, во время парадных церемоний, на массовых празднествах, в воен. деле. Ныне также применяется на празднествах, часто в ансамбле с сурнаем и нагарой.
Аналогичные инструменты распространены в ряде стран заруб. Востока.

КАРЦГАНАГ - осет. ударный инструмент. Род трещотки. Состоит из свободно скреплённых ремешком 3-9 прямоугольных дерев. дощечек (размером 50Х90 мм и 110Х140 мм) и руко-ятки. При их встряхивании возникает сухой щёлкающий звук, меняющийся в зависимости от движения руки. Используется для ритмич. сопровождения танцев (обычно одноврем. с хлопками в ладоши).

КАСТАНЬЕТЫ (испан. castanetas, от лат. castanea - каштан) - испан. ударный инструмент. Состоят из 2 пар (большая - для левой руки) деревянных (ныне и пластмассовых) чашеобразных пластин, соединённых попарно шнурком; его натягивают, просунув под него большой палец так, чтобы К. соединились основаниями, а концы их немного расходились; соударяя чашечки с помощью остальных пальцев, извлекают щёлкающий звук. Правой рукой исполняется ритмич. рисунок, левой - его опорные точки. Испол для сопр. танцев. Инструменты типа К. бытуют в музыке мн. мира. В европ. симф. оркестрах применяются оркестровые К., ленные попарно по обе стороны спец. рукоятки, при лёг тряхивании к-рой извлекается звук.

КАЯГЫМ, каяго (Кая- др. - кор. гос-во и гым - струн. инструмент), - кор. разновидность 12-струнной щипковой цитры. Состоит из плоского удлиненного резонаторного корпуса со слегка выпуклой декой. Шёлковые струны (12-13) подпираются передвижными подставками-кобылками, служащими для настройки по звукам пентатонич. гаммы (диапозон: от большой до 2-й октавы по европ. нотации). Используется как сольный (преим. женский) аккомпани-рующий, а также ансамблевый инструмент. Родств. инструменты - япон. кото, вьет. дан чан, монг. ятго и др.

КЕМАНЧА - азерб., арм., груз., даг. струнный смычковый инструмент. Состоит из сферич. де-рев. долблёного или клеёного корпуса (дл. ок. 650 мм) с декой (круглой мембраной из пу-зыря животного), шейки (дл. ок. 430 мм) и головки с колками. Продолжение шейки внутри корпуса - присоединённый к ней металлич. стержень, к-рый проходит сквозь корпус и заканчивается снизу ножкой (для опоры о пол или о калено при игре). Струны кишечные (до кон. 19 в.-3), затем - стальные (4); опирают-ся на дугообразную подставку. Настройка квартово-квинтовая. Смычок - прямой, его волос (конский) натягивается пальцами. На К. исполняются (соло и в ансамбле с дафом, тарам м др.) инстр. пьесы, песенные мелодии, мугамы; ныне - конц.-эстр. инстр., входит в оркестр нар. инстр. В СССР распространена в республиках Закавказья; за рубежом - в Иране, Афганистане.

КИССЫН - ФАНДЫР, хойысар-фандыр, - осет. смычковый инструмент. По конструкции близок груз. чианури. Существует К.-ф. 2-струнный (квартовой настройки) и 3-струнный (терцо-во-квинтовой настройки). Исполнители - мужчины; используют соло, в аккомпанементе пению, реже o ансамбле с дуадастаноном и др.

КИТАРРОН, китарроне (итал. chitarrone).- струнный щипковый инструмент, разновидность басовой лютни (архилютни). Был распространён в 16- 17 вв., преим. в Италии (в Римской обл.). Сходен с теорбой. Корпус К. грушевидный, меньший чем у теорбы. Шейка очень длинная (120-140 см), общая длина инструмента до 2 м. Колковых коробок две: одна для игровых струн (11 и более; в ср. части шейки), другая - для внегрифных басовых (8: на конце шейки). Настройка квартово-терцовая.

КИФАРА, китара - др.-греч. струнный щипковый инструмент типа лиры. Согласно сохранившимся изображениям и описаниям состояла из корпуса - узкой прямоугольной (трапециевидной) дерев. коробки (иногда округлой снизу), 2 ручек (прикреплённых к корпусу в продольном направлении) и перекладины (ярма).соединя-ющей ручки. Струны одинаковой длины, но разной толщины и натяжения прикреплялись снизу к передней части корпуса и сверху к перекладине параллельно плоскости корпуса и ручек. Др.-греч. фор-минга-предшественник К. Собственно К. имела 7 струн (1-я пол. 7 в. до н. э.), позднее до 12. Применялась как аккомпанирующий пению и как сольный или ансамблевый инстр. Инструменты типа К. и лиры бытовали в Средиземноморье и на Бл. Востоке. Вышла из употребления в 1 -м тыс. н. э. В 20 в. К. реконструирована амер. музыкантом, компози-тором и мастером Г. Парчем.

КЛАВЕСИН, чембало (франц. clavecin, от ср.-век. лат. clavicym-balum. от лат. clavis - ключ и cymbalum - кимвал; итал. cembalo),- струнный щипковый клавишный инструмент. Имеет продолговатую треугольную (крыловидную) форму, вызванную прямым расположением струн (параллельно клавишам); при нажатии клавиш струны посредством передаточного механизма защипываются плектром (из пера или кожи). Изменение громкости и тембра К., октавные дублировки (на 1-2 октавы вверх и вниз) достигаются путём применения нескольких аккортов (хоров) струн, в т. ч. разных регистров. Эти аккорты (хоры) струн, расположенные на разных высотных уровнях, переключаются ножными педалями. К. может иметь 1-3 мануала. Максимальный диапазон - 4-5 октав (обычно F - f3). Существовали К. разл. форм, типов и разновидностей, в т. ч. вёрджинел. спинет, клавицитериум. Известен с 15 в. До 18 в. (включительно) развивались англ., франц., итал. и др. исполнит, и комп. школы клавесинной музыки; среди клавесинистов-композиторов: У. Бёрд, Ж. Шамбоньер, Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Д. Скарлатти. К. использовался соло и в ансамбле. Характер тембра К., отрывистый и мало певучий звук, отсутствие исполнит. нюансировки привели к тому, что к кон. 18 в. К. стал выходить из употребления. Интерес к К. возродился в нач. 20 в. Ныне К. производятся во мн. странах, широко применяются для исполнения как старинной музыки, так и совр. соч. разных жанров. Тембр К. имитируется на электроорганах и синтезаторах.

КЛАРНЕТ (франц. clarinette, от лат. clarus - ясный (звук)) -деревянный духовой язычковый инструмент. Имеет цилиндрич. и одинарную трость. Состоит из клювообразного мундштука (к к-рому прикрепляется язычок из тростника или бамбука), короткой части (т. н. бочонка), верхнего и нижнего колен с пальцевыми отверстиями (7) и клапанами (ок. 20) и раструба. При передувании извлекаются нечётные обертоны. Существует много регистровых разновидностей, в т. ч. ранспонирующих. Ныне употребительны К.: пикколо- Es, D;
сопрановые - В, А, альт - Es; бас - В. Длина сопрановых разновидностей 590-680 мм, диапазон е - с4. Как проф. муз. инструмент К. создан И. К. Деннером (Нюрнберг, нач. 18 в.). Назван по сходству высокого регистра с характерным для стиля барокко высоким регистром трубы кларино. Низкий регистр К. в 18 в. наз. шалюмо назв. одного из инструментов типа К., распространившегося в 17 в. в результате самостоят. применения мелодич. трубки франц. волынки. К. широко используется как сольный, ансамблевый, а с сер. 18 в. как орк. инструмент.

КОБЗА - 1) укр. щипковый инструмент типа лютни. Имеет грушевидный корпус, шейку с 4-10 ладами или без ладов, 4 одинарные или парные струны. Была распространена в 16-18 вв. среди запорожского казачества. В 1960-70-х гг. модернизирована. Ныне в оркестре нар. инстр. используется семейство К. - малая, средняя (ритм-К.) и большая басовая. 2) Молд., рум., польск. струнный щипквый инструмент типа лютни. Имеет короткую шейку. Строй основных жильных струн - С, G, d, g, строй 4 парных металлических на октаву выше. Играют плектром. 3) Название польск. и укр.

КОБЫЗ - 1) казах. 2-струнный смычковый инструмент. Изготовляется из одного куска дерева. Имеет долбленый ковшеобразный корпус, короткую, дугообразно изогнутую шейку без ладов (при игре к шейке не прижимаются) и плоскую головку. Нижняя, вытянутая часть корпуса закрыта мембраной из верблюжьей кожи; верхняя, круглая - открытая. Смычок слегка выгнутый, крепление волоса свободное. Настройка - квартово-квинтовая в малой и первой первой актавах. Звук напоминает виолончельный. Держат К. вертикально, упирая в пол или колено. Известен с 8 в. (у тюрк. народов); на нём играли сказители (жирши), певцы (анши) и шаманы. Ныне на К. исполняют кюи и др. пьесы, аккомпанируют пению; К. входит и в инстр. и В 1958 сконструированы 4-струн. К. - прима, альт, бас и контрабас со скр. строем; семейство К. применяется в оркестрах нар. инструм. 2) Туркм. металлич. варган.

КОКЛЕ (Kokle) - латыш. струнный щипковый инструмент типа цитры. Родственен кантеле, каннелю, канклесу, гуслям. Имеет долбленый корпус ладьевидной формы, 5-6 жильных струн. Настройка диатоническая. На совр. К. играют, защипывая струны пальцами обеих рук или плектором. (пальцами левой руки глушат не участвующие в игре струны). Используется соло и для сопр. пению. Создано семейство модернизиров. К. с клеёным корпусом и 25 металлич. струнами. К. с хроматич. звукорядом используются в нац. оркестрах и ансамблях
(в т. ч. оркестре К.).

КОЛОКОЛ (ср.-лат. cloca; франц. cloche; нем. Glocke) - древнейший ударный самозвучаший инструмент (см. Идиофоны). Образцы бронзовых К. эпохи неолита обнаружены археологами на территории стран Юго-Вост. Азии, заруб. Дальнего Востока. Совр. европ. К. имеет форму полой, срезанной снизу груши. Звук извлекается раскачиванием т. н. языка, ударяющего в края К. (характерно для рус. звона) раскачиванием самого К., ударяющего о язык, или ударом молоточка о К. С древности был ритуальным сигнальным инстр. С 4 в. в Европе большие К. применялись в праздничных шествиях, для созыва населения, сбора войск и объявления тревоги (набат) и т. п. В церк. обиходе используются колокола церковные. Осн. средства выразительности колокольного звона - ритм и тембр.

КОЛОКОЛА (нем. Glocken; франц. cloches; итал. campane) - инструмент симф. оркестра (идиофон). Набор 12-18 цилиндрических металлич. трубок диаметром 25-38 мм подвешенных в раме-стойке (высота ок. 2 м). Ударяют колотушкой, головка к-рой обтянута кожей. Звукоряд хроматический. Диапазон 1-1 1/2 октавы (обычно от F нотируется октавой выше, чем звучит). Совр. К. снабжены демпфером. В оркестре К. имитируют колокольный звон.

КОЛОКОЛЬЧИКИ (нем. Glockenspiel) - I) ударный орк. инструмент. Состоит из 25-32 хроматически настроенных металлич. пластинок, размещённых ступенями в 2 ряда в плоском ящике; верх. ряд соответствует чёрным клавишам фп., нижний - белым. Диапазон (обычно от g2 по звучанию; запись 2 октавами ниже звучания) зависит от количества пластинок. При игре ударяют 2 металлич. (реже дерев.) молоточками. 2) Древний инструмент. Используется в культовых ритуалах (в странах Лат. Америки, Юж. и Юго-Вост. Азии, дальневост. региона) и быту (напр., поддужные К. в России).

КОНТРАБАС (от итал. contrab (b) basso; англ. double bass) - самый большой и низкий по звучанию струнный смычковый инструмент (длина ок. 2 м). Имеется 4 струны квартовой настройки E1, A1, D, G (добавочная 5-я струна - C1). К. транспонирующий инструмент, нотируется октавой выше звучания (кроме того в сольном исполнительстве применяется перестройка всех струн на тон выше). Диапозон: 4 октавы. Предшественник К. контрабасовая виола-да-гамба, которую К. заменил в 16-18 вв.В орк. музыке с 19-20 вв. нередко получает отдельную от влч. партию. используется как сольный инструмент с 18 в.

КОРНЕТ (франц. cornet) - см. (франц. cornet-a-pistons) -духовоой медный мундштучный ин-струмент. Имеет конич. ствол (дл.ок. 300 мм без мундштука) с вентилем (помповым или ци-лендрическим). Звукоряд хроматический. Диапазон: е-с3, строй гл. обр. В, реже С и др. Распространен с нач. 19 в. Входит в оперный, симф., а также дух. оркестры.

КОТО - общее название разл. япон, цитр. Известны К. с ладами настраивающиеся при помощи колков, и К. без ладов, имеющие подвижные подставочки-кобылки для настройки. Осн. вид - т. н. со-но; имеет продолговатый дерев. корпус (дл. ок. 1800 мм, шир. в головной части - ок. 250 мм, в противоположной - ок. 240 мм). Звук извлекается с помощью спец. плектров-ноготков, надеваемых 2-й и 3-й пальцы правой руки. К. используется как сольный, соправождающий пение, ансамблевый инструмент.

КОШНАЙ, кушнаи (от узб. куш - парный и най - свирель, флейта),- узб. и тадж. духовой ин-струменте одинарным язычком (т. н. двойной кларнет). Состоит из 2 одинаковых тростниковых, связанных между собой трубок с 6-7 (иногда 8) пальцевыми отверстиями на каждой. Длина трубок 240-260 мм, диаметр 14- 16 мм. Звукоряд диатонический. Диапазон - октава; при изменении степени нажима губами на язычки и укорачивании их вибрирующей части расширяется до 1,5 октавы. Известен с древности. Используется как сольный и ансамблевый инструмент, входит в состав узб. и тадж. оркестров нар. инструментов. Аналогичные инструменты под разл. назв. распространены в араб. странах.

КРОТА, крут (англ. crowd, от валлийск. crowd),-струнный смычковый инструмент. Первоначально был щипковым. Осн. тип - с прямоугольным корпусом, на к-ром 2 круглых резонаторных отверстия, в верх. части К.- 2 квадратных сквозных отверстия; средняя стой-ка прямоугольника служила грифом, на нём - 4 игровые струны и 2 сбоку, вне грифа, бурдонные (см. Бурдон). Встречались образцы др. формы - с 3-6 струнами. При игре К. держали вертикально, оперев о левое колено, или у плеча. Существовала в Англии в 6-18 вв. Была известна во Франции до нач. 19 в.

КСИЛОФОН (с греч. дерево и звук) -ударный самозвучащий инструмент. Состоит из ряда дерев. брусочков разлной длины, издающих при ударе тоны разл. высоты. К. имеет много разновидностей под собств. названиями и широко распространён у мн. народов мира, особенно в Африке, Юго-Вост. Азии, Лат. Америке. С нач. 19 в. используется как проф. инструмент европ. традиции соло и в оркестре. Совр. орк. К. имеет до 49 брусочков, распо-ложенных, как правило, в 2 ряда (подобно фп. ил креплённых с помощью не глушащих звучание жгутов к щих снизу резонаторы - медные гильзы разл. величины нально длине брусочков). Диапазон: до 4 октав (от с1).

КУРАЙ - башк., тат. продольная открытая флейта. Древний пастушеский Инструмент. Ствол из стебля зонтичного растения с 2-5 пальцевыми отверстиями на лицевой стороне, одним - на тыльной. Длинной 600-900 мм, диаметр верх. конца ок. 15 мм, нижнего - ок. 20 мм. Ряд диатонический. Диапазон до 2,5 октав. Звук несильный, мягкий, близкий к тембру человеческого голоса (иногда сопровождается т. н. горловым пением). В Башкирии на К. исполняют перелож. протяжных (узун кюй) и коротких (кыска кюй) песен. Ныне изготовляются дерев. и металлич. К. разл. высоты звучания. К. известен в Поволжье, Казахстане, Ср. Азии под др. назв. (сыбызга, чибызга, чоор).

КХЕН - лаосский духовой язычковый инструмент типа губного органа. Состоит из набора соединённых трубок (6-18, бамбуковые или тростниковые, длина от 80 см до 2-3 м, расположены параллельно в 2 ряда) и мундштука. Звукоряд диатонический. Используется как сольный, ансамблевый и сопровождающий пение инструмент. Родствен кит. шэну.

КЫЯК, кыл кыяк, - кирг. нар. 2-струнный смычковый инструмент. Корпус деревянный долблёный, шейка короткая, головка образная, с колками. Ниж. часть корпуса затянута кожаной мембранной. Струны из некручёного конского волоса; смычок лукообразный, со свободной прядью волоса, натягиваемого при игре пальцами правой руки. Дл. ок. 650 мм. Диапазон до 2 октав. Настройка кварто-квинтовая. Строй диатонический. Звук мягкий, глуховатый, богатого тембра. Возможно флажолетное звукоизвлечение. При игре К. держат вертикально. Нар. музыканты - кыякчи исполняют на нём кю, сопровождают пение (в унисон). С 1930-х гг. семейство модернезир. К. используется в оркестрах нар. инструментов. Родств. инструм. казах. кобыз.


Hosted by uCoz