Б

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

БАЛАБАН (узб. и даг.), балабон (тадж.), баламам (азерб. и каракалп.),-духовой язычковый инструмент. 1) Б. узб. и балабон - с 1 язычком, 7 пальцевыми отверстиями на дерев. стволе, диапазон - нона; звук глухой, мягкий. Используется как сольный инструмент. 2) Б. даг. - с 1 язычком или с соломенным пищиком, 5-8 пальцевыми отверстиями на лицевой стороне и 1 на тыльной. Диапазон ок. 2 октав. Ствол тростниковый. Сольный пастушеский инструмент. 3) Баламан - с двойным язычком, т. н. хомутиком, посреди трости (вставляется в шаровидную головку) для изменения строя. Ствол деревянный с 9 пальцевыми отверстиями. Диапазон ок. 2 октав. Звук мягкий, бархатистого тембра. Используется в ансамбле с дафом, сазом, в дуэте с др. Б.; на нём исполняются мугамы, танц. мелодии, пастушеские наигрыши; служит также для сопр. песен. Входит в орк. нар. инструментов.

БАЛАЛАЙКА - рус. нар. 3-струн. щипковый инструмент. Корпус деревянный (дл. 600-700 мм), треугольной формы (в 18-19 вв.таг овальный), склеен из отд. сегментов, длинный гриф со слегка отогнутой назад головкой. Струны металлич. (в 18 в. 2 из них жильные; у совр. Б. нейлоновые). На грифе совр. Б. 16-24 металлич. ладов (до конц. 19 в. 5-7 навязных ладов). Настройка нар. Б.-гл. обр. мажорное трезвучие (т. н. гитарная), реже - 2 струны в унисон, 1 - на кварте ниже ("балалаечная") и др. Звук негромкий, но звонкий, извлекаете бряцанием пальцев (без большого) правой руки. Б, известна с нач. 18 в., в 1880-х гг. усовершен-ствована В. В. Андреевым (совм. с мастерами Ф. С. Пасербским и С. И. Налимовым), создано семейство модернизиров. Б. - прима, секунда, альт, бас, контрабас, Используется как сольный конц., ансамблевый и орк. инструмент.

БАНДЖО (англ. banjo) - струн. щипковый инструмент. Имел первоначально деревянный, затем металлич. корпус в виде бубна, с кожаной мембраной (ныне - из пластика), длинную шейку с грифом без ладов (ныне - с ладами), головку с колками, 4-9 жильных (позднее - металлич.) струн. Играют преим. плектром. Звук резкий, острый, с шуршащим призвуком, быстро затухающий. Аналоги Б. издавна бытовали в Африке, откуда инстр. завезён на Ю. США ок. 17 в. Применялся как сольный инстр. и для сопр. пению (особенно в т-ре менестрелей; см. Соединённых Штатов Америки музыка), позднее-в тра-диц. джазе (в ритмич. группе). В кон. 19-нач. 20 вв. появились разновидности Б. - пикколо, тенор, бас, а также его модификации - Б.-укулеле, Б.-мандолина, Б.-гитара (сходные с Б. по числу струн и настройке). В совр. Б. обечайка и струны металлические.

БАНДУРА (польск. bandura, от греч. - 3-струн. цистра) - укр. многострунный (от 7 до 40) щипковый инструмент. Сочетает признаки лютни и цитры. Корпус деревянный долблёный, грушевидной формы со значит. расширением слева. Дека плоская с круглым или звездообразным резонаторным отверстием, шейка юроткая. без ладов, небольшая отогнутая головка с завитком. Мелодич. струны ("приструнки") натянуты вдоль корпуса и крепятся с левой его стороны, басовые (бунты) - вдоль грифа, крепятся колками на головке (служат для сопр.). Звукоряд диатонический (ныне чаще хроматич.). Вплоть до 19 в. форма Б., а также само её назв. не установились. Термины "Б." и кобза иногда употреблялись как синонимы. В сопр. Б. бандуристы распевали думы, историч., бытовые, эпич. (героич.), революц. песни, исполняли танц. и др. мелодии. У усовершенствованной (в 20-х гг. 20 в.) Б. число струн увеличилось; образовалось семейство Б. - прима, альт, бас и контрабас. Лучшими считаются Б. конструкции И. М. Скляра и В. Е. Герасименко.

БАНДУРРИЯ (испан. bandurria, от греч. 3-струн. цистра) - испанский струн. щипковый плекторный инструмент. Дискантовая разновидность цистры. Корпус грушевидный, с плоскими деками, юроткой шейкой, с 12-14 металлич. ладами на грифе и широкой головкой с колками. Имеет 6 рядов двойных струн - кишечных, реже металлич. (иногда 3 из них обвиты канителью). Настройка кварто-квинтовая. Б. известна с 14 в. (под назв. мандуррия). Ныне распространена в Испании, странах Лат. Америки, на Филиппинах (с квартовой настройкой). Разновидность Б.-лат.-амер. бандола, филиппинская лауд.

БАНЬГУ (от кит. бань - деревянная дощечка, гу - барабан), дань-пигу, - кит. односторонний барабан. Мембрана кожаная (диаметр 210-280 мм); ударяют 2 палочками. Б. обычно устанавливается на треножнике. В традиционном театральном оркестре исполнитель на Б. выполняет функцию руководителя.

БАНЬХУ - кит. 2-струн. смычковый инструмент. Разновидность хуциня. По конструкции близок эрху. Используется в орк. сев.-кит. муз. драмы, в орк. кит. нац. инструментов и др.

БАРАБАН (вероятно, тюрк.) (итал. tamburo, испан. tambor, франц. tambour, англ. drum, нем. Trommel) - ударный мембранофон. Состоит из полого цилиндрич. деревянного (реже металлич.) корпуса-резонатора, 2 кожаных мембран (относит. высота звука может регулироваться путём их натяжения), по к-рым ударяют деревянной колотушкой с мягким наконечником (у орк. Б.), палкой или руками. С древности использовался как сигнальный инстр. для сопр. ритуальных танцев, воен. шествий, в религ. обрядах. Известны Б. разл. форм (в т. ч. в форме песочных часов) и размеров (до 2 м в диаметре), а также бронзовые, деревянные Б. (без мембран), т. н. щелевые Б. (относятся к классу идиофоное). В совр. орк. применяются Т. н. большой и малый Б.
Большой Б. (итал. gran cassa, casso, франц. grosse caisse, нем. grobe Trommel, англ. bass druni) - 2-сторонний, реже 1-сторонний Б. Кроме массивной колотушки иногда используют палочки, метёлочки и др. Гл. назначение - одиночные удары (от pianissimo до подобного пушечным выстрелам fortissimo). Европ. композиторами большой Б. сначала применялся в воен. орк., с нач. 18 в. в оперном; его предшественник - тур. Б., применявшийся в "янычарской музыке" (большой Б. используется для её имитации, напр. в опере "Похищение из сераля" Моцарта). Малый, или военный, Б. Б. с низким металлич. корпусом. Вдоль нижней мембраны натянуты струны (4-10 в конц. Б. до 18 - в джазовом), придающие звучанию рокочущий, раскатисто-дребезжащий оттенок (при их отключении спец. рычажком этот ха-
рактерный треск исчезает). Осн. приём - дробь, быстрое тремоло. Играют 2 деревянными палочками с утолщениями на концах, ныне применяются также удары по ободу, игра пальцами, ладонями обеих рук (в джазе). Используют набор малых Б. разл. размеров. При игре малый Б. ставят на подставку. В дух. орк. (на марше) Б. носят на ремне на уровне пояса. В оперный и симф. орк. введён в 19 в.; часто использовался в воен. сценах ("Гугеноты" Мейербера, "Риенци" Вагнера), ныне ведущий инструмент ритмич. группы джаза.

БАСОЛЯ (укр., также-бас), басетля (белорус.),-струн. смычковый инструмент низкого регистра. Басовая разновидность нар. скрипки (или влч.) разл. величины (иногда с плоскими деками). Имеет 4-3-жильные струны. Настройка квинтовая. Играют преим. в первой позиции (встречаются Б. с 4 металлич. ладами). Смычок короткий, прямой, иногда играют щипком., Звукоизвлечение может сопровождаться и ударом по деке с помощью спец. рукоятки (колотушки). Встречались Б. с разл. шумовыми приспособлениями (сочетали функции струн. и удар. инстр.). Изго-товлялись Б. и из жести. Ныне применяется редко, гл. обр. в троисти музыки.

БАССЕТГОРН (нем. Bassetthorn, от итал. bassetto - уменьшит. от basso - бас и нем. Horn - , рог) - духовой инструмент кларнетного семейства с одинарной тростью; с кон. 19 в. - альтовая разновидность кларнета. Строй in F, реже in Es. В 18 в. состоял из 2 колен - прямых и расположенных под углом или закруглённых, раструба и мундштука. Совр. Б. (изобретён ок. 1770 Майрхофером из Пассау) сходен по форме с баскларнетом, но меньшего размера. Диапазон F-с3. Имел дополнит. клапаны. Использовался В. А. Моцартом, ныне - в воен. оркестрах.

БАЯН (по имени легендарного др.-рус. певца-сказителя Баяна или Бояна) - рус. хроматич. гармоника. Имеет на правой клавиатуре хроматич. звукоряд (чаще всего диапазон 4-5 октав), на левой - басы (звукоряд одной октавы дублируется в 3-4 октавах) и готовый аккордовый аккомпанемент (мажорное и минорное трезвучия, септаккорды). На ле-вой клавиатуре 5-6, на правой 3-5 (3 - основные, 1-2 вспомогательные) рядов кнопок. С 1910-х гг. изготовляются Б. "выборные" (каждая кнопка левой клавиатуры даёт отдельный звук). В 1929 мастером П. Е. Стерлиговым изобретен "готово-выборный" Б. (с переключателем, позволяющим получать при нажатии кнопки или отд. звук или аккорд). В конц. практике распространён многотембровый готововыборный Б. (впервые создан в СССР, 1951). Б. используется как сольный, ансамблевый и орк. инструмент.

БИВА - общее назв. япон. разновидностей лютни (кит. пипа, кор. пипха, вьетн. тиба). Известна с кои. 7 в. Струны (4) шелковые или кишечные. Играют большим плектром (ок. 18 см). Настройки преим. кварто-секундовые. Разновидности; дзисин-Б. (сопр. декламац. распевание буддийских текстов), гаку-Б. (букв. Б. из гагаку), хэйкэ-Б., самая низкая по звучанию (по назв. эпопеи "Хэйкэ-моногатари", сопр. эпич. сказы), сацума-Б. (сопр. пение), тикудзэн-Б., или мозо-Б., иногда 5-струн. (в исполнительской традиции слепых монахов). Сложились самостоят. исполнительские школы и разл. стили исполнения на Б.

БИН, махати вина, - сев.-ннд. струнный щипковый инструмент. Древнейшая разновидность вины. Состоит из цилиндрич. бамбукового струнодержателя с ладами или без них; 7 струн Б. дают строй a1, a, d, A, с2, ais, f1. Струны защипываются пальцами или плектром (при быстром чередовании звуков). Звук сухой, резкий. Используется проф. музыкантами.

БИРБИНЕ (литов.-дудочка) - общее назв. литов. язычковых и тростевых дух. инструментов: 1) детский и пастушеский инстр. из соломинки или из гусиного пера с надрезным язычком и 3-4 пальцевыми отверстиями; 2) деревянный пастушеский инстр. Ствол (дл. 200 мм) с 5-6 пальцевыми отверстиями, мундштук кларнетного типа с одинарной тростью, раструб из коровьего рога, берёсты или дерева. Звукоряд диатонич. Звук сильный и резкий. Исполь-зуется соло и в ансамблях (для исп. песенных и танц. мелодий). Модернизированные Б. (семейство - сопрано, тенор, контрабас) имеют 10 пальцевых отверстий, в верхнем регистре возможен и хромат. звукоряд; входят в орк. группу Ансамбля народных песен и танцев Литов. ССР.

БЛОКФЛЁЙТА (нем. Blockflote) - 1) разновидность продольной флейты. Имеет 7 пальцевых отверстий на лицевой и 1 на тыльной стороне; в клювовидном мундштуке находится деревянная пробка (нем. Block - отсюда назв.), прикрывающая отверстие для вдувании воздуха (оставляя лишь узкую щель). Звукоряд диатонический. Существовали Б. разл. размеров (до 250 см) и строев. Б. известна в Европе с 11 в.; была широко распространена в 16-18 вв. Использовалась соло, в ансамбле и оркестре. Для Б. писали А. Вивальди, Г. Ф. Телеман, Г. Ф. Гендель, И. С. Бах. В сер. 18 в. вытеснена поперечной флейтой. В 20 в. вновь используется. 2) Органный регистр.

БЛУЛ, блур, - армянская и курдская продольная открытая флейта. Пастушеский инструмент, разновидность сринга. Дл. 40-60 см. Изготовлен из абрикосового или орехового дерева. Имеет кольцевые пояски и утолщения на концах. Б. - сольный инстр.: на нем исполняют Разновидности пастушеские наигрыши, эпич. и лирич. пьесы, реже - танц. мелодии. Родственный инстр. - азерб. тутак.

БОНАНГ - индонез. ударный инструмент. Представляет собой набор 10-12 бронзовых гонгов, укреплённых на прямоугольной деревянной подставке в горизонтальном положении в 2 ряда. Деревянными колотушками, обмотанными тканью, ударяют по выпуклостям гонгов. Звук мягкий, певучий, медленно угасающий. Существуют т. н. муж. и жен. Б., различающиеся по форме; разновидности - большой, средний и малый. Входит в гамелан, в к-ром иногда Б. поручается исполнение гл. темы либо основного её подголоска.

БОНГО (испан. bongo) - кубин. одинарный или (чаше) парный (бонги) барабан. Последний состоит из 2 небольших односторонних барабанчиков разл. "настройки", соединённых между собой. Ударяют пальцами, а также ладонью (глиссандо). В лат.-амер. странах используется для ритмич. аккомпанемента танцам. Модернизиров. Б. применяются в эстр., иногда симф. оркестрах.

БУБЕН - ударный инструмент. Односторонний мембранофон. Узкая деревянная обечайка (обруч) с металлич. бряцающими подвесками ("тарелочки" и др.) в прорезях затянута кожаной мембраной. Разл. размеры и конструктивные особенности Б. разных народов определяются назначением инстр., напр. у культовых (в т. ч. шаманских) - ручка большего размера, широкая обечайка с многочисл. подвесками, лентами и др. У рус. Б. на натянутых внутри обечайки проволоках подвешены колокольчики и бубенчики. Обычно Б. держат в левой руке и её пальцами или правой рукой (ладонью, кулаком, косточками пальцев) ударяют по мембране либо чередуют удары по ней и по обечайке. Иногда Б. на подставке используют как малый барабан (играют палочками, метёлочками и др.). Нар, музыканты иногда ударяют Б. по колену, локтю, голове. Используется Б. для сопр. танцев, сольного и хор. пения, а также как сольный инстр. Известен с древности под разл. назв.: даф, дойра; тар (араб.), пандеро (испан.), баскский барабан (франц.) и др.

БУКЦИНА (лат. buccina, bueina) - др.-рим. металлич. дух. инструмент. Имеет сильно изогнутый ствол с небольшим раструбом. Первоначально изготовлялась из рога животного, позднее из металла. Применялась как пастушеский, а также как воен. сигнальный инстр. Звук глухой, зловещий.

БУНЧУК (тур. boncuk) - ударный самозвучащий инструмент. Состоит из надетого на древко металлич. фигурного ствола, к которому прикреплены лира с металлич. пластинами, дуга и полумесяцы. К Б. подвешены конские хвосты, колокольчики и бубенчики, звенящие при встряхивании. Проник в страны Европы из Турции в 16 в. Применяется в воен.-дух. музыке с 18 в.

БЫЗАНЧИ, п ы з а н ч ы, - тувин. 4-струнный смычковый инструмент. Корпус маленький, цилиндрич. или конусообразный, деревянный, роговой или из жестяной банки, с открытой стороны закрыт кожаной мембраной или деревянной декой. Шейка-стержень проходит сквозь корпус, в верхней её части шнуром привязывается металлич. кольцо для крепления струн из конского волоса (настройка 1-й и 2-й струны в кварту, 1-я и 3-я, 2-я и 4-я в унисон). Между парами струн продеваются 2 пряди волос лунообразного смычка, к-рым при игре касаются одноврем. той или иной унисонной пары струн, извлекая флажолеты.

Hosted by uCoz