Л

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ЛАБАНОРА ДУДА, дудмайшис, - литов. волынка. Мех из шкуры животного, реже - желудка. Длина мелодич. трубки 200-400 мм, бурдонной (иногда две, состоят из 2 раздвижных колен) - 300- 1000 мм (настроена квинтой или октавой ниже мелодической), длина вдувной трубки ок. 200 мм (имеет запирающий клапан). На мелодич. трубке расположены 5-8 пальцевых отверстий. Звукоряд диатонический. Пищики из тростника или гусиного пера с одинарным надрезанным язычком. Л. д. известна с 16 в. Бытовала до нач. 20 в. среди крестьян, странствующих медвежатников, ищих. Использовалась соло, иногда в ансамбле со скрипкой, цимбалами в инстр. наигрышах; также для сокр. разл. песен. Ныне традиц. и мо-дифициров. Л. д. включены в ансамбли литов. нар. инструментов.

ЛИРА (от греч.) - 1) в инструментоведении - обозначение струнных инструментов, струны к-рых натягиваются параллельно поверхности резонансного корпуса, прикрепляясь сверху к т. н. ярму. Распро-странены с древнейших времён. 2) Др.-греч. струнный щипковый инструмент. Согласно мифу, изготовлена Гермесом из панциря черепахи (отсюда поэтич. назв. древней Л. - "черепаха") и подарена Аполлону (связывалась с его культом в противоположность "дионисийскому" авлосу). Имела плоский, округлый корпус с кожаной мембраной, от 3 до 11 жильных, кишечных, льняных или конопляных струн. С 5 в. до н. э. для натяжения струн использовались деревянные, костяные, позднее металлич. колки. При игре Л. держали наклонно, поддерживая кожаной перевязью. Согласно изображениям на одних античных вазах звукоизвлечение осуществлялось пальцами правой руки, на других - левой. Игрой на Л. сопровождалось исполнение произв. эпической, а также лирич. поэзии (отсюда термин "лирика"). Позднее вытеснена кифарой. 3) Греч. нар. струнный смычковый инструмент типа лютни. Грушевидный ре-зонансный корпус имеет короткую шейку и головку из одного куска дерева (закрывается декой с 2 серпообразными отверстиями), 1 ме-лодическую, 2 бурдонные, а иногда и 3 резонансные жильные струны. Особенность - установка душки под подставкой. При игре ставят на левое колено, играют смычком (в прошлом нередко с бубенцами). Использовалась как сольный и ансамблевый ннстр., преим. для сопр. танцев. Известна с 10 в. Родственна болг. годулке, югосл. лирице, зап.-европ. ср.-вековой Л. и инструментам, найденным при раскопках в Др. Новгороде (см. Гудок). 4) В ср.-век. Зап. Европе - обозначение разл. инструментов, в т. ч. типа греч. грушевидной смычковой Л., колёсной Л.. виолы (15-16 вв.). 5) Колесная Л. - струнный фрикционный инструмент. Деревян. корпус прямоугольной или виольной (8-образной) формы снабжён в верх. части верхней (передней) деки коробкой с механизмом и клавиатурой, а также головкой с колками. 1-3 мелодия, струны (одинаковой или разл. настройки) проходят сквозь коробку, где с помощью тангентов, управляемых клавишами, укорачивается их звучащая часть и изменяется высота тона. Звукоизвлечение на мелодических, а также на 1-4 бур-донных струнах осуществляется при механическом (с помощью рукоятки) вращении колеса, к-рое заменяет смычок и подставку. Колёсная Л. была распространена в Зап. и Вост. Европе приблизительно с нач. 2-го тыс. н. э. в разл. муз. сферах (в монастырях, фольклоре, у придв. менестрелей), в 16-17 вв. использовалась преим. в нар. танц. музыке и бродячими, в т. ч. слепыми, музыкантами; в таком качестве она известна на Украине (реля, рыля), в Белоруссии (лера) и России. Применялась в 18 - 1-й пол. 19 вв. В. А. Моцартом, Г. До-ницетти и др. Имеются также смычковая Л. без колеса (швед. - нюкельхарпа), колёсные Л. со скрипичным грифом (без клавиатуры) и разл. усовершенствованные модификации, в т. ч. Л. с органными трубами и мехами внутри корпуса (cepi 18 в.), для к-рой писал И. Гайдн и др. В СССР разл. виды модернизиров. Л. используются в ансамблях и оркестрах нар. инструментов. 6) Струнный смычковый инструмент, характерный для эпохи Ренессанса и распространённый в Италии и др. зап.-европ. странах в 15 - нач. 17 вв., первоначально типа фидулы или ребека, затем - скрипки, но обычно с 5 мелодическими и 2 бурдонными (внегрифными) струнами, широким грифом, низкой подставкой, головкой в форме листа с колками переднего расположения. Сопрановая и альтовая разновидности назывались "Л. да браччо" и "лироне да браччо". Басовая Л. (лира да гамба, лироне) имела 9- 14 мелодич. струн и была известна вплоть до 1-й пол. 18 в. Л. применялась как сольный, аккомпанирующий, а также ансамблевый (оркестровый) инструмент. 7) В 18-20 вв. внешние очертания др.-греч. Л. придавались нек-рым инструментам совершенно иной конструкции, напр. гитаре-Л. с корпусом, стилизующим форму др.-греч. Л. (распространена в Европе во 2-й пол. 18-1-й пол. 19 вв.), арфе-Л. (гибридный инстр., сочетавший признаки гитары, арфы и лиры, но кон-структивно родств. цитре), фортепьяно-Л. (разновидность вертикального фп. в 1-й пол. 19 в.). Л.-глокеншпиль в военно-дух. орк. - портативный металлофон (набор колокольчиков или металлич. пластин, прикреп-лённых к раме в форме Л.), преемник бунчука, от к-рого унаследовал пару конских хвостов.

ЛИРИЦА (сербо-хорв., уменьшит, от "лира") - югосл. нар. струнный смычковый инструмент. Имеет дерев. грушевидный долблёный корпус, короткую шейку без ладов, плоскую треугольную головку, 3 жильные струны. Настройка квартово-квинтовая. При игре Л. держат вертикально, оперев корпус о колено правой ноги, смычком водят, вывернув вверх ладонь. Используют для сопр. танцев. Родств. инструменты: болг, годулка, рус. гудок, Греч. лира (3).

ЛИТАВРА (вероятно, от позднегреч. многочисленный и барабан), литавры (итал, timpani;
франц. timbales; нем. Pauken), - древний ударный инструмент. Состоит из котлообразного корпуса с резонаторным отверстием в днище, сверху обтянутого кожаной мембраной. В Европе известна с 15 в., с 17 в. входит в состав оркестра. Обычно используются 2 и более Л. (отсюда назв. во множеств. числе). Корпус металлический, натяжение мембраны регулируется 6-8 винтами, расположенными на равных расстояниях друг от друга по её окружности (винтовая Л.), одним винтом (рычагом; механич. Л.) или спец. механизмом с педалью, позволяющим осуществлять перестройку инструмента в процессе игры (педальная Л.); последняя даёт возможность получить эффект глиссандо. Нотируются в басовом ключе, на октаву выше звучания. Звук Л. гулкий, раскатистый, извлекается 2 палочками с головками разной степени твёрдости - в зависимости от характера исполняемой музыки. Применяются и одиночные удары, и сложные ритмич. фигуры широкого динамич. диапазона, и тремоло, сливающееся в сплошной рокот от едва слышного pianissimo до мощного fortissimo.

ЛОЖКИ - рус. нар. ударный инструмент (см. Идиофоны). Набор включает 2 столовые деревянные (ныне также и алюминиевые) и 1 большего размера. Исполнитель, зажав Л. в правой руке выпуклыми сторонами друг к другу, чередует прямые и скользящие удары о ладонь левой руки и о колено. Часто включаются в ансамбль с гармоникой или балалайкой. В совр. ансамблях и оркестрах нар. инструментов используются модернизиров. Л. (введены в кон. 19 - нач. 20 вв.) с удлинённой рукояткой и бубенцами и иной техникой игры.

ЛУР - 1) Духовой мундштутный инструмент, распространный в Скандинавии в 1-м тысячилетии н. э. Изготовлялся из бронзы. Имел конич. изогнутый ствол (дл. 2-3 м), небольшой чашеобразный мундштук, раструб в форме большого диска. Образцы Л. найдены на зап. побережье Балтийского м. Предположительно выполнял военные и ритуальные функции. 2) Сканд. пастушеская труба. состоит из деревянной трубки (без мундштука и пальцевых отверстий), обёрнутый корой. Дл. около 1 м.

Hosted by uCoz