О

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ОЖРАГИС (с литов. козий рог) - литов. духовой инструмент. Представляет собой козий рог (дл. 300-500 мм) с 2- 6 пальцевыми отверстиями (реже без них). Мундштучные О. имеют чашеобразное подобие мундштука или мундштук (звук сильный, резкий), язычковые О. - надрезной одинарный язмчик (звук мягче). Звукоряд диатонический. а пределах октавы. О. - пастушеский (сигнальный) инстр., на нём исполнялись импровизац. наигрыши, песенные и танц. мелодии (соло, на 2-30 инстр., а также в ансамбле с гармоникой и небольшим барабаном). Ныне традиц. и модифнциров. О. применяются в ансамблях литов. нар. музыки.

ОКАРИНА (от итал. ocarina - гусёнок: форма обычно напоминает голову гуся) - род свистковой сосудообразной флейты (с вдувным и свистковым отверстиями, но без отдельного выдувного). Существуют глиняные, фарфоровые, дерев. О. разных форм и размеров. Сконструирована в 1860 Дж. Донати в Италии. Имеет 10 пальцевых отверстий. Диапазон - нона. Модернизиров. О. снабжены клапанами и поршневым устройством, меняющим строй.

ОЛЫМ-ШУВЫР, олым-шювыр,- мар. дудочка. Изготовляется из соломинки или тонкого тростника. На трубке 2-3 пальцевых отверстия; один её конец закрыт естеств. перегородкой (узел стебля), на расстоянии 15-20 мм от к-рой надрезается язычок. Верх. конец вместе с язычком исполнитель берёт в рот. Звук сильный, пронзительный. Звукоряд диатонический.

ОРГАН (лат. organum, от греч. орудие, инструмент) - клавишно-духовой инструмент. Состоит из труб, воздухонагнетат. механизма и аппарута управления. Трубы - металлические и дере-вянные, ращые по форме (от нее зависит тембр) и размерам (от них зависит высота звука); различаются т. н. лабиальные (лат. labium - губа) и язычковые трубы. Звучание лабиальных труб возникает в результате вибрации воздушного столба, заключённого в корпусе трубы; у язычковых вибрацию мсталлич. ящичка вызывает воздушная струя, к-рая поступает под определ. давлением из мехов. До сер. 19 в. воздух в мехи нагнетали в ручную, ныне - с помощью электромотора. Группа труб одного тембра, но с разл. высотой звука наз. регистром, существуют 8-футовые регистры (звучит соответственно нотной записи), 4-, 2- и 1-футовые (звучат на 1, 2 и 3 октавы выше записи), 16- и 32-футовые (звучат на 1 и 2 октавы ниже записи). Все измеряемые футами регистры - основные. Каждая труба осн. регистра издаёт звук неизменной высоты, тембра и силы. Аликвоты и микстуры, создающие искусств. обертоновый звукоряд, - вспомогат. регистры. применяются всочетаниях с одним или неск. основными.
О разл. по размерам, внешнему виду и звучанию. О. строится с учётом акустич. особенностей помещения. Т. н. игральный стол (шпильтыш), за к-рым сидит органист, имеет 1-7 мануалов и 1 педаль (клавиатура для ног). Перед исполнителем находятся рукоятки, кнопки и рычаги для управления регистрами. Если система передачи от клавиш к трубам, т. н. трактура.- механическая или пневматическая, то игральный стол неподвижен, если она электрическая, то стол можно передвигать по эстраде. Диапазон мануалов - до 5 октав (С - с4), педали - до 2 2/3 октавы (C-g1); регистры октавных удвоений позволяют расширить реальный диапазон О. до 8 1/2 октавы. При игре на О. руки и ноги исполнителя действуют одновременно на разных мануалах и на педали. Поэтому в процессе исполнения обычно участвует помощник, по ходу игры производящий указанные органистом включения и выключения регистров, изменяющих тембры и силу звучания. Начиная с 17 в. орг. произв. записываются на 3 нотных станах (нижняя строка - для партии педали).
Предок совр. О.-гидравлос (3 в. до н. э.); с 4 в. в Византии появился пневматич. О.. применявшийся в т-рах и цирках, во дворцах (для исп. светской музыки). В 7 в. в городах Зап. Европы О. был введён в католич. храмы. В процессе совершенствования конструкции О- появились регистры (12 в.), педальная клавиатура (14 в.); равномерно-темпериров. настройка применяется с 17 в. Совр. внешний вид О. приобрёл уже к 16 в. Расцвет орг. иск-ва в странах Зап. Европы приходится на сер. 16-сер. 18 вв.; он снязан с возникновением нац. школ, к-рые возглавляли А. и Дж. Габриели и Дж. Фрескобальдн (Италия), Ж. Титлуз, Ф. Куперен и Л. Клерамбо (Франция), А. де Кабесон и X. Кабанильес (Испания), Дж. Кулл, Г. Пёрселл (Англия), Я. П. Свелинк (Нидерланды), С. Шейдт, И. А. Рейнкен, В. Любек, И. Пахельбель, Д. Букстехуле и И. С. Бах (Германия).
В России О. появился во времена Киевской Руси в 11 в. (из Византии); он никогда не был связан с рус. церковью. Первыми органистами в России были иностранцы - в Москве служили И. Сальватор (кон. 15 в.), а также органист и орга построитель С. Гутовский (в 1654-85) и ею ученики, чьи О. стояли в Моск. Кремле, в домах бояр: из России О. вывозили в Персию и др. страны. В 1670-х гг. О. входил в состав придв. театр. оркестра в Москве. С кон. 17 в. О. звучал и в т. н. иноверческих церквах моск. Нем. слободы. В 18 в. игре на О. обучали в неск. уч. заведениях. Отечеств. проф. органисты готовились в консерваториях Москвы и Петербурга с 1860-х гг. Первые публич. орг. концерты в России (Москва) были организованы в кон. 18 в. (И. Геслер), тогда же распространилось домашнее музицирование. В сер. 19 в. игре на О. уделял внимание М. И. Глинка и его единомышленники. Основы рус, проф. школы заложили в 19-20 вв. в Петероурге и Москве Г. Штиль, Л. Гомилиус, Ж. Хандшин, Л. Бетинг. Т. Бубек, Б. Л. Сабанеев.
В странах Зап. Европы в 19-20 вв. значит. соч. для О. создали игравшие на нём комп. Ф. Мендельсон, Ф. Лист, М. Регер, П. Хиндемит, С. Франк, Ш. М. Видор, М. Дюпре, О. Мессиан и др. В России орг. музыку писали С. И. Танеев, А. К. Глазунов, С. М. Ляпунов, Ф. К. и А. Ф. Гедике, после Окт. революции 1917 - М. Л. Старокадомский, X. С. Кушнарев, Р. С. Леденев. Р. К. Щедрин, Ю. М. Буцко, В. Г. Кикта, М. Зариньш, Р. Б. Ермак. После 1917 моск. орг. школу возглавил А. Ф. Гедике, ленинградскую - И. А. Браудо. Среди заруб. органистов 20 в.: И. Э. Кёлер (ГДР), X. Вальха (ФРГ), Ж. и М. К. Ален, Ж. Гийу (Франция), Дж. Далтон (Великобритания), Ф. Петерс (Бельгия), М. Шлехта (ЧССР), И. Грубих (ПНР), Д. Пизарро (США). Среди сов. органистов: М. Л. Старокадомский, Н. Я. Выгодский, И. Д. Вейс, Х. Лепнурм, Л. Дигрис, Г. Я. Гродберг, С. Л. Дижур, Л. И. Ройзман, Р. Уусвяли, О. Г. Янченко, В. Стаболцян, Л. С. Дайч, А. Н. Котляревский, Н. И. Оксентян.

ОРФЕРИОН, орфарион (англ. orpharion, от имён легендарных музыкантов Др. Греции Орфея и Ариона),-струнный щипковый инструмент, близкий бандоре - инструменту, напоминавшему цистру (отличался от неё размерами и настройкой). Имел грушевидную форму и 7-9 двойных струн. Был распространён в 16-17 вв. в Англии, Италии и Франции.

ОФИКЛЕИД, офиклейд (франц. ophiclei'de, от греч. змея и род. падеж - ключ, затвор), - духовой мундштучный инструмент семейства бюгельгорнов. Состоял из U-образной трубки (из дерева, позднее из металла) с конич. каналом и клапанами (8-12). На отогнутом конце ствола - чашеобразный мундштук. Звукоряд хроматический, диапазон - ок. 2 октав. Разновидности: альт, баритон, бас. Изобретён франц. мастером Алари (Ж. И. Асте; патент в 1817); до 1840-х гг. входил в симф. оркестр. В сер. 19 в. вытеснен тубой.

Hosted by uCoz