С

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

САЗ, сааз, - струнный щипковый плекторный инструмент тип лютни. Распространён у народов Кавказа и Закавказья, Бл. Востока. Имеет дерев. глубокий грушевидный корпус (долбленый или клеёный), длинную шейку с навязными ладами (10-14). дерев. деку. Резонаторные отверстия - в деке и боках корпуса. Разновидности отличаются размерами (общая длина от 500 до 1500 мм). Струны (обычно 8-10) - 2 тройные, 1 парная. По настройке струны объединяются в 3 группы и в каждой из них настраиваются в унисон. Струны первой группы служат для исполнения мелодии,второй - создают органный пункт, третьей - поддерживают нек-рые мелодич. ходы и участвуют в гармонич. созвучиях. Используется ашугами и гусаками. Применяется в совр. нар. ансамблях и оркестрах. Аналогичные инстр. - дутар, ситар. Похожий инстр. упоминается Низами (12 в.).

САКСОФОН (saxophone, от фам. изобретатель - Sax и греч. - звук) -духовой язычковый инструмент. Изобретён бельг. мастером А. Саксом в 1840-45 (патент 1846) Изготовляется из металла, имеет конич. ствол широкой мензуры, клювообразный мундштук с одинарной тростью (как у кларнета) и 18- 21 отверстие на стволе (закрываются при помощи клапанов). Аппликатура родственна гобою и флейте. В семействе С. 7 осн. разновидностей; от сопранино до контрабаса (сопранино и сопрано - с прямым стволом, прочие - с S-образным). С сер. 19 в. используются в духовом, оперном, чуть позже симф. орк., а также в кам. ансамблях (соч. Ж. Кастнера, Дж. Мейербера, А. Тома, Ж. Визе, М. Равеля, Б. Бриттена, А. К. Глазунова, С. С. Прокофьева); в джазе, эстрадной и поп-музыке-с нач. 20 в.

САЛАМУРИ - груз. свистковая флейта. Ствол (обычно из тростника) с 5-7 пальцевыми отверстиями спереди и 1 - сзади. Звукоряд диатонический. Диапазон - св. 2 октав. Звучит негромко, нежно. Один из наиб. распространённых в Грузии пастушеских инструментов. Ныне используется и в орк. нар. инструментов. Сходен с тутаком.

САНТУР, сантури, сантир, сандури (араб. синтир, сантур, от греч. псалтерий) - струнный, обычно ударный, инструмент типа цимбал. Имеет (классич. конструкция) дерев. трапецие-видный корпус, на верх. деке неск. резонансных отверстий (обычно в виде розетки). Металлич. струны объединяются в ряды (в каждом - по 4 струны, настраивающиеся с помощью колков в унисон). С. устанавливают перед исполнителем на полу или на столе, играют дерев. палочками разнообразной формы, обычно со слегка загнутыми концами. Используется в ансамблях, в т. ч. для сопр. пению. С. был издавна распространён на Бл. Востоке, в Иране, Закавказье, Ср. Азии (узб. чанг), а также Юж. и Юго-Вост. Азии, Китае и др. регионах (в разных модификациях под разл. названиями). Известен в Испании с 11 в., в Византии в 12 в., в Зап. Европе (под разл. названиями) с 15 в.

САРАНГИ - обозначение ряда разновидностей струнных смычковых инструментов в Юж. Азии. Корпус, с выемками по бокам и широкой шейкой, выдалбливается из целого куска дерева. Обычно имеет 4 игровые струны и большое количество (25-30) резонирующих.
Играют сидя, поддерживая инструмент ногами. С 15 в. стал использоваться в классич. музыке, в т. ч. для сопр. пению. Многочисл. фольклорные разновидности С. распространены в сев.-зап. и сев. районах Индии, а также в др. стра-нах Юж. Азии. Родств. инструмент - саринда (Афганистан).

САРЮСОФОН, саррюзофон (от фам. изобретателя - Sarrus и греч. звук), - духовой язычковый инструмент с двойной тростью. Изобретён во Франции в 1856 воен. капельмейстером В. Саррю. Первоначально выпускались инструменты франц. фирмой "Готро". Изготовляется из металла. Ствол конич. формы имеет широкую мензуру, клапанный механизм (18 клапанов) и небольшой раструб. Существует 9 разновидностей (от С.-сопрамино до С.-контрабаса), обычно употребляются бас и контрабас. Используется в духовом орк., иногда в симф. и кам.

САФАЙЛЬ, сафай, сапай (узб., тадж., уйгур.), - шумовой инструмент, идиофон типа погремушки. Состоит из 2 дерев. стержней - древков (длиной ок. 400 мм), соединённых свободно укрепленными 1-2 металлич. обручами с нанизанными на них железными ко-
лечками. Способы игры: встряхивание, удары пальцами по С., удары древками о плечо исполнителя. На С. воспроизводят усули, сопровождая пение, танцы, инстр. пьесы.

СВИРЕЛЬ- I) общее название рус. и белорус. инструментов типа продольной флейты, а также язычковых и тростевых инструментов. 2) Рус. и белорус. двуствольная свистковая флейта (иногда наз. двойнйца, двойчатка). Состоит из двух нескреплённых дерев. трубок (дл. ок. 350 мм и ок. 470 мм) с 3 пальцевыми отверстиями, заканчивающихся клювовидными головками. Вместе дают диатонич.звукоряд; диапазон при передувании до 2 октав. Трубки раздвигают под углом, держа во рту; исполняются 1-2-гол. мелодии. Термин "С." известен с 12 в. Модернизированную С. (с клапанной механикой) В. В. Андреев ввёл в оркестр нар. инстр. Иногда "С." называют кугиклы и др. инструменты типа флейты Пана.

СВЫРИЛЬ, свырил, - укр. нар. духовой пастушеский инструмент. Тип флейты Пана. Изготовляется из дерева, тростника, ныне также из металла. Встречаются 2 вида С.: из закрытых флейт (в середине самые длинные, а к краям длина трубок уменьшается; близка наю); из щелевых трубок (7-9 или 15-18; расположены в порядке возрастания их длины) со втулками и свистковыми вырезами. Звукоряд диатонический. Издавна на С. играли гл. обр. гуцулы, исполнявшие (соло) импровизац. наигрыши, песенные и танц. мелодии. Реконструи-рониные С. используются в ансамблях и оркестрах нар. инструментов.

СИТАР - инд. струнный щипковый инструмент лютни. Используется в сев.-инд. классической музыке, получил распространение в 13- 14 вв. Корпус из полой тыквы, гриф - деревянный, широкий, длинный, с 19-23 подвижными металлич. ладами. Струны металлические - 7 основных (5 мелодических и 2 боковых бурдонных) и 9- 13 резонирующих, находящихся под основными. Звук певучий, с призвуками. Играют плектром (из проволоки), сидя на полу
(земле), скрестив ноги и положив инструмент на левую ногу. Родств. инструмент -
тадж., узб., иран. сетор (одна из разновидностей танбура). Среди исполнителей на С. - Рави Шанкар (20 в.). С 1960-х гг. С. используется рок-музыке.

СКРИПКА (итал. violino, уменьшит. от viola; англ. violin; франц. violon; нем. Geige, Violine) - струнный смычковый инструмент. Самый высокий по регистру инструмент скр. семейства. 4 струны настроены по квинтам -g, d, a1, e2. Диапазон св. 4 октав. Дл. ок. 600 мм (в пед. практике - и меньшего размера). Осн. приёмы звукоизвлечения - ведение смычка по струнам, а также игра щипком - pizzicato. Существуют несколько теорий происх. С. - от араб. смычковых инстр. (с 8 в.), от сочетания элементов Фиделя и ребека, а также от виол. Классический тип С. выработался в 15-16 вв. одновременно в Италии и Франции. В 16-18 вв. сложились 7-итал. школы скр. мастеров в Бреше (Гаспаро де Сало, Дж. П. Маджини)
и Кремоне (А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари), к-рые установили конструкцию С., выработали специфич. тембр и др. Появившиеся в муз. практике 17-18 вв. новые муз. жанры-сольная соната и концерт - связаны с этим инструментом. Скр. семейство во главе С. составило основу симф. орк. классич. состава и струн. квартета; тогда же развивалось иск-во сольной игры. Среди первых композиторов. писавших для С. (18 в.); А. Корелли, А. Вивальди, Дж. Тартини (Италия), Ф. Бенда, Я. Стамиц (Чехия), Ж. М. Леклер, П. Гавинье, Дж. Б. Виотти (Франция), И. Е. Ханошкин (Россия). Выдающаяся роль в развитии виртуозной игры на С. принадлежит Н. Паганини.

СКУДУЧЯЙ - литов. многоствольная флейта Пана. Состоит из двух и более тростниковых или деревянных, не скреплённых между собой стволов разной длины (100-250 мм) и разл. ди-аметра (15- 25 мм); с ниж. конца они закрыты. сверху имеют срез-выемку особой формы. Каждый ствол (скудутис) издаёт один звук. Подстройка - с помощью подвижной пробки или дробинок (горошин), насыпаемых в ствол. В высоком регистре звуки С. - резко свистящие, в низком - глуховатые. Применяются в ансамблях из 3-8 чел. (каждый музыкант играет на 1-3 трубках). На С. исполняются танц. мелодии и сутартине С. - древнейший инструмент. На Литовских певческих праздниках выступают оркестры исполнителей на С. - до 800 чел.; используются комплекты модерни-зированных С. (18-и 29-ствольные) с хроматическим звукорядом.

СОНА, со на, - кит. духовой язычковый инструмент. Имеет дерев. конич. ствол (дл. 340-670 мм) с 8 пальцевыми отверстиями и широким металлич. раструбом. Трость двойная, насаживается на латунную трубку с диском (костяным, медным), служащим опорой для губ исполнителя. Существуют большая и малая С. Применяется в разл. обрядовых церемониях соло и для сопр. танцев и пения, а также в нар. ансамблях и оркестрах, в муз. драмах. Ведет происх. от зурны; родств. инструмент - сурнай.

СОПЕЛЬ, coпль, посвистель (и др. диалектные назв.), - рус. продольная свистковая дерев. флейта. На стволе (дл. 360 - 400 мм) 5-6 пальцевых отверстий. Диапазон b - а1, при передувании - до а2. Звукоряд диатонический, при вилочной аппликатуре возможны хроматизмы. Звук сипловатый (одно из названий - сиповка), в верх. регистре-резкий, свистящий. Известна с 11 в. как ратный инстр., использовалась скоморохами, позднее гл.
обр. пастухами. Ныне входит в самодеят. ансамбли для сопр. песен, танцев, применяется и как сольный инструмент.

СОПИЛКА, сопивка (и др. диалектные назв.), - укр. пастушеская флейта. Имеет дерев. цилиндрич. ствол с 5-6 пальцевыми отверстиями. Различаются свистковая (дл. 200-400 мм), губнощелевая со свистковым вырезом (без втулки), открытая (дл. 260-360мм). Звукоряд диатонический, в объёме септимы, диапазон при передувании - до 2 1/2 октав. В 20 в. изготовляется из металла, пластика, с эбонитовой втулкой, с надставными трубками или кольцами для изменения звукоряда. Используется как сольный и ансамблевый инстр.
На С. исполняют пастушеские наигрыши, аккомпанируют танцам. Родств. инструменты - флояра, дудка.

СТВЙРИ, гудаствири (груз.), - 1) груз. волынка без бурдонных трубок с 2 скреплёнными мелодич. трубками (с 3 и с 6 пальцевыми отверстиями). Диапазон - септима. Звукоряд диатонический. Звук мягкий, бархатистый. Исполняют (соло) 2-гол. мелодии с интервала-
ми в терцию, сексту, кварту, квинту; аккомпанируют нар. певцам.2) Духовой пастушеский инструмент из соломинки, веточки шиповника и др. с одинарным надрезным язычком, 5-6 пальцевыми отверстиями спереди и одним - сзади. Родствен чибони. 3) Собират. название (груз.) дерев. духовых инструментов.

СТЕКЛЯННАЯ ГАРМОНИКА - фрикционный инструмент. Состоит из набора стеклянных стаканов, наполненных водой до разл. уровня. или стеклянных полушарий, насаженных на горизонтальную металлич. ось и вращаемых при помощи педали. Касаясь краёв стаканов или
полушарий увлажнёнными кончиками пальцев, исполнитель извлекал чистый, певучий звук. Диапазон: 3-4 октавы. В разл. видах известна с древности. В 1761 усовершенствована Б. Франклином. Для С. г. писали В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Я. В. Томашек. В сер. 19 в. вытеснена челестой, колокольчиками, фисгармонией и др. инструментами.

СУРНА - 1) рус. духовой инструмент предположительно типа зурны (с двойной тростью) или белорус. сурмы. Сведения о С. встречайте с 15 в., применялась в воен. музыке и скоморохами (в ансамблях). Вышла из употребления на рубеже 17-18 вв. В составе инстр. ансамбля Потешной палаты (17 в.) упоминаются С. и сурепки (малые разновидности). 2) Духовой инструмент типа зурны, применявшийся в 19 - нач. 20 вв. в воен. быту терского казачества (Сев. Кавказ).

СУРНАЙ - духовой язычковый инструмент с двойной гростью, Разновидность зурны; отличается от неё большим размером, числом пальцевых отверстий, а также тем, что не употребляется как парный инстр. Распространён у народов Центр. Азии; используется пре-
им. в ансамблевой музыке.

СЫБЫЗГЫ - казах. продольная открытая флейта с 3-6 пальцевыми отверстиями. Дл. 600-650 мм. Изготавливается из стебля зонтичных растений или выдалбливается из дерев. ствола, расколотого продольно. Звукоряд диатонический. На С. исполняются инстр. наигрыши. Ныне
встречается редко. Родств. инструменты - курай. чоор.

Hosted by uCoz