С |
|
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я САЗ, сааз, - струнный щипковый плекторный инструмент тип лютни. Распространён у народов Кавказа и Закавказья, Бл. Востока. Имеет дерев. глубокий грушевидный корпус (долбленый или клеёный), длинную шейку с навязными ладами (10-14). дерев. деку. Резонаторные отверстия - в деке и боках корпуса. Разновидности отличаются размерами (общая длина от 500 до 1500 мм). Струны (обычно 8-10) - 2 тройные, 1 парная. По настройке струны объединяются в 3 группы и в каждой из них настраиваются в унисон. Струны первой группы служат для исполнения мелодии,второй - создают органный пункт, третьей - поддерживают нек-рые мелодич. ходы и участвуют в гармонич. созвучиях. Используется ашугами и гусаками. Применяется в совр. нар. ансамблях и оркестрах. Аналогичные инстр. - дутар, ситар. Похожий инстр. упоминается Низами (12 в.). САКСОФОН (saxophone, от фам. изобретатель - Sax и греч. - звук) -духовой язычковый инструмент. Изобретён бельг. мастером А. Саксом в 1840-45 (патент 1846) Изготовляется из металла, имеет конич. ствол широкой мензуры, клювообразный мундштук с одинарной тростью (как у кларнета) и 18- 21 отверстие на стволе (закрываются при помощи клапанов). Аппликатура родственна гобою и флейте. В семействе С. 7 осн. разновидностей; от сопранино до контрабаса (сопранино и сопрано - с прямым стволом, прочие - с S-образным). С сер. 19 в. используются в духовом, оперном, чуть позже симф. орк., а также в кам. ансамблях (соч. Ж. Кастнера, Дж. Мейербера, А. Тома, Ж. Визе, М. Равеля, Б. Бриттена, А. К. Глазунова, С. С. Прокофьева); в джазе, эстрадной и поп-музыке-с нач. 20 в. САЛАМУРИ - груз. свистковая флейта. Ствол (обычно из тростника) с 5-7 пальцевыми отверстиями спереди и 1 - сзади. Звукоряд диатонический. Диапазон - св. 2 октав. Звучит негромко, нежно. Один из наиб. распространённых в Грузии пастушеских инструментов. Ныне используется и в орк. нар. инструментов. Сходен с тутаком. САНТУР, сантури, сантир, сандури (араб. синтир, сантур, от греч. псалтерий) - струнный, обычно ударный, инструмент типа цимбал. Имеет (классич. конструкция) дерев. трапецие-видный корпус, на верх. деке неск. резонансных отверстий (обычно в виде розетки). Металлич. струны объединяются в ряды (в каждом - по 4 струны, настраивающиеся с помощью колков в унисон). С. устанавливают перед исполнителем на полу или на столе, играют дерев. палочками разнообразной формы, обычно со слегка загнутыми концами. Используется в ансамблях, в т. ч. для сопр. пению. С. был издавна распространён на Бл. Востоке, в Иране, Закавказье, Ср. Азии (узб. чанг), а также Юж. и Юго-Вост. Азии, Китае и др. регионах (в разных модификациях под разл. названиями). Известен в Испании с 11 в., в Византии в 12 в., в Зап. Европе (под разл. названиями) с 15 в. САРАНГИ
- обозначение ряда разновидностей струнных смычковых инструментов в Юж.
Азии. Корпус, с выемками по бокам и широкой шейкой, выдалбливается из
целого куска дерева. Обычно имеет 4 игровые струны и большое количество
(25-30) резонирующих. САРЮСОФОН, саррюзофон (от фам. изобретателя - Sarrus и греч. звук), - духовой язычковый инструмент с двойной тростью. Изобретён во Франции в 1856 воен. капельмейстером В. Саррю. Первоначально выпускались инструменты франц. фирмой "Готро". Изготовляется из металла. Ствол конич. формы имеет широкую мензуру, клапанный механизм (18 клапанов) и небольшой раструб. Существует 9 разновидностей (от С.-сопрамино до С.-контрабаса), обычно употребляются бас и контрабас. Используется в духовом орк., иногда в симф. и кам. САФАЙЛЬ,
сафай, сапай (узб., тадж., уйгур.), - шумовой инструмент, идиофон типа
погремушки. Состоит из 2 дерев. стержней - древков (длиной ок. 400 мм),
соединённых свободно укрепленными 1-2 металлич. обручами с нанизанными
на них железными ко- СВИРЕЛЬ- I) общее название рус. и белорус. инструментов типа продольной флейты, а также язычковых и тростевых инструментов. 2) Рус. и белорус. двуствольная свистковая флейта (иногда наз. двойнйца, двойчатка). Состоит из двух нескреплённых дерев. трубок (дл. ок. 350 мм и ок. 470 мм) с 3 пальцевыми отверстиями, заканчивающихся клювовидными головками. Вместе дают диатонич.звукоряд; диапазон при передувании до 2 октав. Трубки раздвигают под углом, держа во рту; исполняются 1-2-гол. мелодии. Термин "С." известен с 12 в. Модернизированную С. (с клапанной механикой) В. В. Андреев ввёл в оркестр нар. инстр. Иногда "С." называют кугиклы и др. инструменты типа флейты Пана. СВЫРИЛЬ,
свырил, - укр. нар. духовой пастушеский инструмент. Тип флейты Пана. Изготовляется
из дерева, тростника, ныне также из металла. Встречаются 2 вида С.: из
закрытых флейт (в середине самые длинные, а к краям длина трубок уменьшается;
близка наю); из щелевых трубок (7-9 или 15-18; расположены в порядке возрастания
их длины) со втулками и свистковыми вырезами. Звукоряд диатонический.
Издавна на С. играли гл. обр. гуцулы, исполнявшие (соло) импровизац. наигрыши,
песенные и танц. мелодии. Реконструи-рониные С. используются в ансамблях
и оркестрах нар. инструментов. СИТАР
- инд. струнный щипковый инструмент лютни. Используется в сев.-инд. классической
музыке, получил распространение в 13- 14 вв. Корпус из полой тыквы, гриф
- деревянный, широкий, длинный, с 19-23 подвижными металлич. ладами. Струны
металлические - 7 основных (5 мелодических и 2 боковых бурдонных) и 9-
13 резонирующих, находящихся под основными. Звук певучий, с призвуками.
Играют плектром (из проволоки), сидя на полу СКРИПКА
(итал. violino, уменьшит. от viola; англ. violin; франц. violon; нем.
Geige, Violine) - струнный смычковый инструмент. Самый высокий по регистру
инструмент скр. семейства. 4 струны настроены по квинтам -g, d, a1, e2.
Диапазон св. 4 октав. Дл. ок. 600 мм (в пед. практике - и меньшего размера).
Осн. приёмы звукоизвлечения - ведение смычка по струнам, а также игра
щипком - pizzicato. Существуют несколько теорий происх. С. - от араб.
смычковых инстр. (с 8 в.), от сочетания элементов Фиделя и ребека, а также
от виол. Классический тип С. выработался в 15-16 вв. одновременно в Италии
и Франции. В 16-18 вв. сложились 7-итал. школы скр. мастеров в Бреше (Гаспаро
де Сало, Дж. П. Маджини) СКУДУЧЯЙ - литов. многоствольная флейта Пана. Состоит из двух и более тростниковых или деревянных, не скреплённых между собой стволов разной длины (100-250 мм) и разл. ди-аметра (15- 25 мм); с ниж. конца они закрыты. сверху имеют срез-выемку особой формы. Каждый ствол (скудутис) издаёт один звук. Подстройка - с помощью подвижной пробки или дробинок (горошин), насыпаемых в ствол. В высоком регистре звуки С. - резко свистящие, в низком - глуховатые. Применяются в ансамблях из 3-8 чел. (каждый музыкант играет на 1-3 трубках). На С. исполняются танц. мелодии и сутартине С. - древнейший инструмент. На Литовских певческих праздниках выступают оркестры исполнителей на С. - до 800 чел.; используются комплекты модерни-зированных С. (18-и 29-ствольные) с хроматическим звукорядом. СОНА,
со на, - кит. духовой язычковый инструмент. Имеет дерев. конич. ствол
(дл. 340-670 мм) с 8 пальцевыми отверстиями и широким металлич. раструбом.
Трость двойная, насаживается на латунную трубку с диском (костяным, медным),
служащим опорой для губ исполнителя. Существуют большая и малая С. Применяется
в разл. обрядовых церемониях соло и для сопр. танцев и пения, а также
в нар. ансамблях и оркестрах, в муз. драмах. Ведет происх. от зурны; родств.
инструмент - сурнай. СОПЕЛЬ,
coпль, посвистель (и др. диалектные назв.), - рус. продольная свистковая
дерев. флейта. На стволе (дл. 360 - 400 мм) 5-6 пальцевых отверстий. Диапазон
b - а1, при передувании - до а2. Звукоряд диатонический, при вилочной
аппликатуре возможны хроматизмы. Звук сипловатый (одно из названий - сиповка),
в верх. регистре-резкий, свистящий. Известна с 11 в. как ратный инстр.,
использовалась скоморохами, позднее гл. СОПИЛКА,
сопивка (и др. диалектные назв.), - укр. пастушеская флейта. Имеет дерев.
цилиндрич. ствол с 5-6 пальцевыми отверстиями. Различаются свистковая
(дл. 200-400 мм), губнощелевая со свистковым вырезом (без втулки), открытая
(дл. 260-360мм). Звукоряд диатонический, в объёме септимы, диапазон при
передувании - до 2 1/2 октав. В 20 в. изготовляется из металла, пластика,
с эбонитовой втулкой, с надставными трубками или кольцами для изменения
звукоряда. Используется как сольный и ансамблевый инстр. СТВЙРИ,
гудаствири (груз.), - 1) груз. волынка без бурдонных трубок с 2 скреплёнными
мелодич. трубками (с 3 и с 6 пальцевыми отверстиями). Диапазон - септима.
Звукоряд диатонический. Звук мягкий, бархатистый. Исполняют (соло) 2-гол.
мелодии с интервала- СТЕКЛЯННАЯ
ГАРМОНИКА - фрикционный инструмент. Состоит из набора стеклянных стаканов,
наполненных водой до разл. уровня. или стеклянных полушарий, насаженных
на горизонтальную металлич. ось и вращаемых при помощи педали. Касаясь
краёв стаканов или СУРНА
- 1) рус. духовой инструмент предположительно типа зурны (с двойной тростью)
или белорус. сурмы. Сведения о С. встречайте с 15 в., применялась в воен.
музыке и скоморохами (в ансамблях). Вышла из употребления на рубеже 17-18
вв. В составе инстр. ансамбля Потешной палаты (17 в.) упоминаются С. и
сурепки (малые разновидности). 2) Духовой инструмент типа зурны, применявшийся
в 19 - нач. 20 вв. в воен. быту терского казачества (Сев. Кавказ). СУРНАЙ
- духовой язычковый инструмент с двойной гростью, Разновидность зурны;
отличается от неё большим размером, числом пальцевых отверстий, а также
тем, что не употребляется как парный инстр. Распространён у народов Центр.
Азии; используется пре- |