Бурятская музыка

Нар. муз. творчество бурят представлено многочисл. жанрами - эпич. сказаниями (улигер), лирич. обрядовыми, танц. песнями (особенно популярен танец-хоровод ёхор) и др. Ладовая основа - ангемитонная пентатоника. Для вост.-бурят, песен характерны широкий диапазон, распевность, широкие интервальные ходы, полный 5-ступеиный звукоряд; в зап.-бурят, песнях (сэгээзугаа) преобладают узкообъёмные лады (ангемитоника), вариантно-попевочное строение, их отличают прихотливость ритмики, обилие орнаментики. Среди нар. инструментов: духовые - лимба (тип флейты), бишхур (язычковый); струнные - хур (смычковый), чанза (щипковая); многочисл. ударные. Первые записи бурят. нар. песен опубл. И. Г. Гмелиным (1852), затем И. С. Стальбрассом и К. Штумпфом (1887), А. Д. Рудневым (1909). Систематич. собирание и изучение бурят, муз. фольклора началось после Окт. революции 1917. Сб-ки нар. песен сост. Б. П. Сальмонт, П. М. Берлинский, Б. В. Башкуев, В. И. Морошкин, Б. Б. Ямпилов, Д. Д. Аюшеев, Л. К. Книппер, С. Н. Ряузов, Д. С. Дугаров. Среди исполнителей бурят. нар. песен - Ч. Г. Генинов, нар. арт. РСФСР Ч. Г. Шанюшкина, Б.-Х. Дашиева, засл. арт. РСФСР Ц. Хоборков, А. А. Арсаланов. Значит, влияние на становление проф. Б. м. оказала деятельность рус. сов. музыкантов, организовав-ших творч. коллективы и уч. заведения, создавших первые произв. на основе бурят, фольклора, - Р. М. Глиэра (симф. поэма «Героич. марш Бурят-Монгольской АССР», 1937), П. М. Берлинского (муз. драма «Баир», ряд номеров написал Б. Б. Ямпилов, 1938), В. И. Морошкина (муз. драма «Эржэн», 1939), М. П. Фролова (опера «Энхэ-Булат-батор», 1939), Л. К. Книппера (опера «На Байкале», 1948, и др.), С. Н. Ряузова (опера «У подножия Саян», 1952, балет «Свет над долиной», 1955, и др.). Большой вклад в развитие бурят, музыки внесли пианистка В. Д. Обыденная, скрипач Н. И. Маторин, виолончелист Б. Б. Болдырев, музыковеды Н. П. Угрюмов, Н. Н. Тихонов, комп. Б. С. Майзель. В сер. 30-х гг. выдвинулись нац. композиторы Д. Д. Аюшеев, Ж. А. Батуев, Г. Г. Дадуев, Ямпилов, стремившиеся к синтезу классич. и нац. традиций. Среди наиб. значит, произв. бурят. композиторов: оперная трилогия - «Побратимы» (совм. с Майзелем, 1958), «Братья» (1961), «Саян» (1967) Аюшеева; балетная симф. сюита Дадуева (1955); балеты «Во имя любви» (совм. с Майзелем, 1952), «Вечный огонь» (1976) Батуева; оперы «У истока родника» (1958), «Прозрение» (1967), «Цыремпил Ранжуров» (1974), балеты «Красавица Ангара» (совм. с Книппером, 1959), «Патетич. баллада» (1966), оратория «Гудящие сосны» (1965), симф. сюиты «Цветущий край» (1953), «Симф. танцы» (1959), увертюра «Праздничные мелодии» (1973), симф. зарисовки «Первопроходцы» (1975) Ямпилова; симф. поэма «Памяти героев» С. С. Манжитеева (1964); увертюр «Ехор» Г.-Д. Дашипылова (1969); оратория «Учитель мой-Ленин» А. А. Андреева (1980); произв. Ц. И. Ирдынеева, В. А. Усовича. Популярны песни Б. О. Цырендашиева, Ч. Е. Павлова, Д.-Д. Жалсараем, Н. Б. Дамиранова, Б. М. Балдакова, К. Д. Раднаева, Д. Р. Ринчином. Среди деятелей бурят, муз. иск-ва: оперные певцы - нар. арт. СССР К. И. Базарсадаев, Д. Ц. Дашиев, Л. Л. Линховоин, нар. арт. РСФСР Б. М. Балдаков, Н. К. Петрова, засл. арт. РСФСР В. Д. Лыгденом, К. И. Гомбоева-Языкова; режиссёр нар. арт. СССР Г. Ц. Цыдынжапов. В Бурят. АССР работают (1988): Бурят. т-р оперы и балета (1948); филармония (1939); оркестр бурят. нар. инстр. (1966), ансамбль песни и танца «Байкал» (1942); СК Бурят. АССР (1940), Дом нар. творчества (1929); муз. уч-ще (1931), культ.-просвет. уч-ще (1947), Вост.-Снбирский ин-т культуры (I960), хореография, уч-ще (1961), более 40 детских муз. школ.


Hosted by uCoz