Башкирская музыка

К наиболее древним жанрам башк. муз. фольклора относятся эпич. кубаиры (былины) и байты (сюжетные песни-сказы), а также свадебные причитания (сенляу) я величания (теляк). Широтой распева, метроритмич. свободой, богат-ством мелодич. орнаментики отличаются протяжные песни (озонкюй); на мелодич. скороговорке основаны чёткие по структуре и метроритмич. рисунку быстрые и короткие песни (кыска-кюй). К кыска-кюй по муз. характеру и складу примыкают бию-кюй - мелодия, сопровождающие воинственные, изобразительные (кыланып бию), лирич., шуточные, свадебные танцы, и такмак - песни-пляски типа частушек.
Особую группу составляют марши и программно-изобразит. инстр. пьесы. Пентатоническое и диатоническое в своей ладовой основе башк. мелодия, одноголосие характеризуется взаимосвязями с казах., тат., чуваш. и рус. муз. творчеством. Элементы многоголосия возникают при горловом пении - узляу. Нар. муз. инструменты башкир. курай, кубыз и домбра. С кон. 19 в. получают распространение гармонь, мандолина и скрипка. Среди совр. певцов-сказителей (сэсэнов) - М. А. Бурангулов, С. А. Исмагилов, Ф. Д. Давлетшин, Я. Ф. Акмурзин; кураистов (курайсы) - М. А. Рахматуллин, Г. Ф. Сулейманов, К. М. Дияров, И. И. Дильмухаметов.
С установлением Сов. власти в Башкирии начала развиваться проф. муз. культура. Были открыты муз. школы, муз. техникум (1922, с 1926 техникум иск-в, с 1932 муз. уч-ще) в Уфе, создана Башк. студия при Моск. конс. (1932). Среди первых проф. муз. произв.-песни и хоры, а также музыка к спектаклям драм. т-ра (X. К. Ибрагимов, Г. С. Альмухаметов, С. X. Габаши, М. М. Валеев, К. Ю. Рахимов). В 40-е гг. пост.: первые нац. оперы-«Хакмар» Валеева (1940; 2-я ред. под назв. «Айхылу», совм. с Н. И. Пейко, 1943). «Мэргэн»
(1940) и «Ашказар» (1944) Эйхенвальда, «Карлугас» Чемберджи (1941), «Акбузат» Заимова и Спадавеккиа (1942), «Азат» Муртазина (1949); первый башк. балет «Журавлиная песнь» Степанова (1944). Изучение муз. фольклора, начатое в 19 в. Г. X. Еникеевым, А. И. Оводовым, И. Н. Покровским, Р. Г. Игнатьевым, С. Г. Рыбаковым, ведётся в Ин-те истории, языка и лит-ры Башк. филиала АН СССР и фольклорным кабинетом Ин-та иск-в в Уфе. В 50-х - нач. 80-х гг. пост.: опе-ры-«Салават Юлаев» (1955), «Шаура» (1963), «Волны Агидели» (1972), «Послы Урала» (1982), муз. комедия «Свояченица» (1959) Исмагилова; «Буря» Р. Муртазина, «Современники» Ахмегова (обе - 1969); балеты-«Горная быль» Ключарёва (1951), «Горный орел» Ахматова и Сабитова (1959), «Буратино» (1960), «Гюльназира» (1963), «Люблю тебя, жизнь» (1967), «Страна Айгуль» (1971) Сабитова, «Черноликие» Заимова и Чугаева (1965), «Маугли» (1975), «В ночь лунного затмения» (1982) Ахметова, и др.
Большой вклад в развитие симф., кам.-инстр. и вок. жанров внесли 3. Г. Исмагилов, X. Ф. Ахметов, Р. А. Муртазин, Н. Г. Сабитов, X. Ш. Займов, Т. Ш. Каримов, Л. 3. Исмагилова, Р. X. Газизов, Р. М. Хасанов, Д. Д. Хасаншин. Среди башк. исполнителей: дирижёры - засл. деят. иск-в РСФСР Г. X. Муталов, засл. деят. иск-в Башк. АССР И. Г. Сабитов; хор. дирижёры - засл. деят. иск-в РСФСР А. Ис-хакова, засл. деят. иск-в Башк. АССР Н. А. Болотов, Ш. Ш. Ибрагимов; певцы - нар. арт. РСФСР Б. Н. Валеева, Г. С. Хабибуллин, М. X. Хис-матуллин, М. Г. Салигаскарова; засл. арт. РСФСР X. Галимов, М. А. Ахметзянова, Ф. Кудашева, Б. Кокурин, С. К. Галимова, Н. Алла-Ярова; нар. арт. Башк. АССР Г. С. Альмухаметов, М. Галеев, П. Куко-тов, Р. Янбеков, Р. Гареев.
В республике работают (1988): Башк. т-р оперы и балета (1938, до 1941 Башк. оперный т-р); филармония (1939), хор. капелла (1947), Башк. ансамбль нар. танца (1939); СК Башк. АССР (1940); Ин-т иск-в (1968) и средняя спец. муз. школа-интернат при нём (1972), муз. уч-ще и школы.

Hosted by uCoz